Далматовский Успенский монастырь


 Свято-Успенский Далматов мужской монастырь, Далматовский Успенский монастырь первое рус. поселение в Зауралье. Расположен в г. Далматово Курганской обл. на высоком лев. берегу р. Исети в месте впадения в нее р. Течи. Осн. в 1644 иноком Далматом (в миру Мокринским Дмитрием Ивановичем), сыном казака и крещеной татарки из рода Илегея. Оставив каз. службу, дом и семью в Тобольске, он постригся в Невьянский Богоявленский монастырь. Когда братия определила ему послушание быть строителем, Далмат тайно покинул монастырь, взяв с собой в дорогу икону Успения Божией Матери. На холме Белое Городище вдали от насел. мест выкопал себе пещеру. Вскоре вокруг отшельника образовалась целая иноч. община, силами к-рой была построена первая часовня будущего монастыря. Вслед за Д. У. м. по Исети и ее притокам возникали слободы и деревни. Первым настоятелем Д. У. м. был игумен Исаак (в миру Мок-ринский Иван Дмитриевич, сын Далмата), к-рый пришел на Белое Городище в 1646. В 1666 митр. Тобольский Корнилий возвел его в степ, чтеца, иеродиакона, иеромонаха и направил игуменом в Далматовскую пустынь. Исаак возглавлял монастырь в 1666—69, затем был обвинен в сочувствии к старообрядцам (см. Старообрядчество), лишен игуменского сана и отстранен от священнослужения. Восстановлен в правах в 1685, скончался в 1724. Монастырь, подвергавшийся многократным нападениям со стороны татар, калмыков и башкир и имевший стратегич. значение в период колонизации Южного Урала, по приказу царя Алексея Михайловича был укреплен: частокол заменен бревенчатым заплотом с 3 рублеными башнями, установлены пушки. Первыми насельниками Д. У. м. были выходцы из служилых людей, крестьян, духовенства из Москвы, Сольвычегодска, Тобольска, Пышминской и Ницинской сл. Помимо занятий с. х-вом монахи занимались пошивом обуви и конской сбруи, пр-вом кирпича, рыболовством, добычей руды и выплавкой железа. На месте монастырской заимки, обитатели к-рой освоили железоделат. пр-во, в 1700—01 был построен один из первых металлург, заводов Урала — Каменский. Крестьяне, припис. к вотчинным монастырским, платили ден. или натур, оброк за пользование монастырскими угодьями на правах аренды либо отрабатывали повинность; по достижении преклонного возраста получали право жить на содержании монастыря. На плодородных землях, принадлежавших монастырю, практиковалось трехполье. В сер. 18 в. в х-ве Д. У. м. ежегодно намолачивали по 7 тыс. S-пуд четвертей зерна (ок. 56 тыс. пуд). Хлеб и фураж поставлялись для нужд Оренбургской экспедиции. В 1741 А. И. Тевкелев предписал монастырю вести торговлю с насел. пунктами Уйской дистанции через Чел. креп. В 18 в. Д. У. м. играл роль духовного правления (заказа). В 1735 в Далма-товский заказ входило 40 приходов, в к-рых проживали 28 503 чел. обоего пола. Духовное правление рассылало в приходы указы центр, органов церк. и гос. власти, собирало информ. с мест, готовило кадры духовенства для своих приходов; с 1719 при Д. У. м. действовала духовная школа для детей священноцерковно-служителей (см. Православное духовенство; Духовное образование православное). В 1708— 20 был возведен кам. архит. ансамбль, в к-ром просматривались черты как моск., так и урал. зодчества. В 1713—24 построены кам. стены и 2 трехъярусные башни с шатровым завершением, кирпич для к-рых изготавливали монастырские крестьяне. Крепостные стены в плане представляли неправильный 6-угольник. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы стала первым 2-этажным кам. храмом на Урале. Монастырь имел собств. мастерские по иконописи, резьбе и ювелирному делу. Далма-товские мастера руководили постройкой первого кам. храма в Чел.— церкви в честь Рождества Христова (позднее собор в честь Рождества Христова). Монастырь являлся также центром лит. творчества и книгохранения. В 1720-х гг. библиотека Д. У. м. насчитывала 174 книги, из них 34 — рукописные. Среди печатных книг было немало редких: «Острож-ская Библия» (1581), «Киево-Печерский патерик» (1661), «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (1680), Евангелия в драгоценных окладах и др. В монастырском собрании хранились жития святых, произв. св. отцов церкви, церк.-публицистич., певч., книги назидат. характера, по церк. и гражд. праву, истории, словари, учебники. В Д. У. м. трудился инок Афанасий (в миру Творогов Алексей Иванович, уроженец Тюмени, из служилых казаков), крупный церк. писатель 17 в. Им был составлен «Шес-тоднев» — произв. богословско-филос. характера о происхождении мира. Позднее игумен Афанасий был переведен в Москву патриархом Иоакимом для подготовки к печати переводов Свящ. Писания; в 1682 стал первым епископом Холмогорским и Важенским; его соч. «Цвет духовный», направл. против раскольников, по распоряжению патриарха бесплатно рассылалось по церквам и монастырям России. В 1670-х гг. в стенах Д. У. м. было написано анонимное послание тюменским старообрядцам «О Антихристе и тайном царстве его». В нач. 18 в. игумен Исаак написал «Известие» об основании Д. У. м. К нач. 20 в. в обители было 2 храма — соборный в честь Успения Пресвятой Богородицы и храм во имя Св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, часовня над могилой Далмата (скончался в 1697), где хранились его портрет, клобук и мантия, и 2 школы. Управлял Д. У. м. игумен. Гл. святыней обители считалась икона Успения Богоматери, принадлежавшая Далмату. После 1917 на терр. Д. У. м. размещались с.-х. коммуна, воен. госпиталь. По инициативе В. П. Бирюкова в 1921 в Д. У. м. был создан музей, преобразов. в 1922 в музей-монастырь, ставший в 1923 филиалом Шадринского науч. хранилища. Благодаря этому удалось спасти часть архива, приостановить разрушение монастырских строений и разграбление утвари. В нач. 1930-х гг., когда были арестованы дир. и сотрудники, музей прекратил свое существование, после чего было разграблено внутр. убранство церквей, погибли фрески; часть монастырских построек была снесена, др. изуродованы; исчез сад, разрушено кладбище. По пост. Сов. прав-ва в 1945 на терр. Д. У. м. был размещен завод по изготовлению бутылок для молочной продукции. В кон. 20 в. Д. У. м. вновь стал действующим. Начались восстановит. работы. Имя прп. Далмата Исетского чествуется дважды: 25 июня (8 июля) — преставление (1697) и 24 июля (6 авг.) — обретение мощей (1994).