Григорашвили (Грегор) Михаил Леонтьевич


Григорашвили (Грегор) Михаил Леонтьевич [6(18).02.1888, г. Дербент Дагестанской обл.— ок. 1953, Трентон, шт. Нью-Джерси, США], летчик, авиаконструктор. Окончил гимназию (1906) и ин-т путей сообщения в С.-Петербурге (1913). В 1908 принял участие в создании Императорского Всерос. аэроклуба (ИВАК). В 1910 совм. с С. Щетининым, В. Лебедевым и др. построил самолет «Россия-Б» — первый отеч. серийный моноплан. По окончании летной школы Пи-шофа (Франция, 1911) стал одним из первых рос. профес. летчиков, работал инструктором летной школы ИВАК. Совершил ряд показат. полетов в насел. пунктах Сибири, Украины, Прибалтики. Прибыв 21 сент. 1911 в Чел., на след. день совершил показат. полет на самолете «Блерио» за гор. садом общест. собр. (район совр. ДК железнодорожников). По описанию очевидца, «могучая стрекоза, управляемая смелым авиатором, поднялась высоко на воздух и понеслась между городским садом и лесом к городу. Крик восторга вырвался у многих. У некоторых же дрогнуло и боязливо забилось сердце. Но вот, не долетев несколько до таможни, авиатор делает красивый поворот. Стрекоза быстро летит обратно, жужжа на всю площадь. Около ангара аппарат опустился, подпрыгнув 2—3 раза. Раздались дружные аплодисменты публики». По поводу повторного полета в воскресенье 25 сент. обозреватель местной газ. «Голос Приуралья» писал: «Наконец-то и челябинцы удостоились видеть человека, осмелившегося конкурировать с птицей, человека, победившего воздух». По окончании ин-та Г. работал инженером на Юго-Зап. ж. д., участвовал в разработке конструкций возд. винтов, в качестве испытателя самолетов сотрудничал с авиаконструктором А. А. Пороховщиковым. В 1914 на са-молетостроит. заводе Щетинина. С 1915 гл. конструктор петерб. фирмы «Р. Мельцер». Винты конструкции Г. использовались на самолетах рос. ВВС. После Окт. 1917 Г. выехал в Грузию, затем в США, где под фам. Грегор получил амер. гражданство (1926). Работал в амер. и канадских авиастроит. компаниях «Gallandet Aircraft», «Dayton Wright», «Seversky Aircraft» и др. Собств. фирмы Г. («Bird Aircraft», «Gregor Aircraft») вели успешные разработки (бомбардировщик FDB-1). В 1944—53 Г. был зам. гл. конструктора фирмы «Chase Aircraft», создал ряд десантно-трансп. планеров и самолетов.