Васильев Владимир Викторович (р. 18.04.1940, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской пр. (1970), Гос. пр. СССР (1977), Гос. пр. РСФСР (1984). Окончил Моск. хореогра-фич. уч-ще, в 1982 — балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1958-88 ведущий солист Большого театра СССР. С 1982 педагог, в 1986— 95 зав. кафедрой хореографии ГИТИСа, с 1990 профессор. В 1995— 2000 художеств, рук. и дир. Большого театра. Первые партии: Данила («Каменный цветок», С. Прокофьев, 1959), Иванушка («Конек-горбунок», Р. Щедрин, 1960), Базиль («Дон Кихот», Л. Минкус, 1961), Альберт («Жизель», А. Адан, 1964). Среди лучших партий: Медж-нун («Лейла и Меджнун», К. Караев, 1964), Петрушка («Петрушка», И. Стравинский, 1964), Щелкунчик-принц («Щелкунчик», П. Чайковский, 1966), Ромео («Ромео и Джульетта», Прокофьев, 1973), Дезире («Спящая красавица», Чайковский, 1973). В. неоднократно был назван лучшим танцовщиком эпохи за высокие достижения в области муж. танца. Получил 1-ю пр. Международного конкурса артистов балета в Вене (1959), Гран-при Международного конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. В. Нижинского (1964) и пр. М. Петипа (1972, обе — Париж). За исполнение партии Спартака (1968, «Спартак», А. Хачатурян, постановка Ю. Григоровича) удостоен Ленинской пр.; за образ Сергея, созданный в балете А. Эшпая — Григоровича «Ангара»,— Гос. пр. СССР. Танцевал в балетах заруб, хореографов: М. Бежара («Петрушка», 1977), Р. Пети («Голубой ангел», 1987), Л. Мясина («Пульчинелла», «Парижское веселье»). В 2000 выступал на сцене Римской оперы в роли Маэстро (прообраз Чайковского) в балете «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» (реж. Беппе Манегатти, ученик Висконти). Как балетмейстер осуществил постановку спектаклей: «Икар» С. Слонимского (1971, новая ред. 1976); «Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торел-ли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, В.-А. Моцарта (1978); «Макбет» К. Молчанова (1980; Новосибирск, 1981; Берлин, 1984; Будапешт, 1986; Театр балета Большого Кремлевского дворца в Москве, 1990); «В честь Галины Улановой» (1981, Париж); «Я хочу танцевать» на музыку рус. композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (1983, Центр, концертный зал «Россия»); «Анюта» на музыку В. Гаврилина (театр «Сан-Карло», Неаполь; Большой театр, Москва, Рига, 1986; Чел., 1987; Казань, 1989; Пермь, 1990); «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1990, театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко); «Золушка» Прокофьева (1991, Театр балета Большого Кремлевского дворца; 2001, Чел.), «Дон Кихот» Минкуса (1991, Амер. балетный театр; 1994, Театр балета Большого Кремлевского дворца). Участвовал в создании оригинальных телеверсий балетов «Анюта» (1982), «Дом у дороги» (1984) — оба на музыку Гаврилина. Работа над «Анютой» отмечена Гос. пр. РСФСР. В. исполнитель гл. роли в художеств, фильме «Фуэте» (1986). На ТВ поставил телефильм «Евангелие от лукавого» (1992). Снимался в кинофильмах-балетах («Сказка о Коньке-горбунке», 1961; «Спартак», 1976), в телебалете «Трапеция» (1970), телефильме «Жиголо и Жиголетта» (1980), в художеств, фильме-опере Дж. Верди «Травиата» (1982, реж. Ф. Дзеффирелли, Италия), в телефильме «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), франц. видеофильме «Катя и Володя» (1989, реж. Д. Делуш). Принимал участие в спектаклях Чел. театра оперы и балета. Начиная с сезона 1970/71 выступал в партиях Альберта («Жизель» Адана), Базиля («Дон Кихот» Минкуса). Позднееявил-сд постановщиком и балетмейстером спектакля «Анюта» Гаврилина (балет в 2 действиях по рассказу А. Чехова «Анна на шее», либретто В. совм. с А. Белинским, хореография В., постановщик Я. Акчурин); выступил в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты (Челябинск, 1999). Присутствовал на репетициях труппы в февр. 2001, премьере и дебюте Т. Б. Предеиной в «Золушке» (2002) вместе со своей супругой — балериной Е. В. Максимовой. В 1993 в честь В. в Москве прошел фестиваль балета и музыки.