Васильев Владимир Викторович


Васильев Владимир Викторович (р. 18.04.1940, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской пр. (1970), Гос. пр. СССР (1977), Гос. пр. РСФСР (1984). Окончил Моск. хореогра-фич. уч-ще, в 1982 — балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1958-88 ведущий солист Большого театра СССР. С 1982 педагог, в 1986— 95 зав. кафедрой хореографии ГИТИСа, с 1990 профессор. В 1995— 2000 художеств, рук. и дир. Большого театра. Первые партии: Данила («Каменный цветок», С. Прокофьев, 1959), Иванушка («Конек-горбунок», Р. Щедрин, 1960), Базиль («Дон Кихот», Л. Минкус, 1961), Альберт («Жизель», А. Адан, 1964). Среди лучших партий: Медж-нун («Лейла и Меджнун», К. Караев, 1964), Петрушка («Петрушка», И. Стравинский, 1964), Щелкунчик-принц («Щелкунчик», П. Чайковский, 1966), Ромео («Ромео и Джульетта», Прокофьев, 1973), Дезире («Спящая красавица», Чайковский, 1973). В. неоднократно был назван лучшим танцовщиком эпохи за высокие достижения в области муж. танца. Получил 1-ю пр. Международного конкурса артистов балета в Вене (1959), Гран-при Международного конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. В. Нижинского (1964) и пр. М. Петипа (1972, обе — Париж). За исполнение партии Спартака (1968, «Спартак», А. Хачатурян, постановка Ю. Григоровича) удостоен Ленинской пр.; за образ Сергея, созданный в балете А. Эшпая — Григоровича «Ангара»,— Гос. пр. СССР. Танцевал в балетах заруб, хореографов: М. Бежара («Петрушка», 1977), Р. Пети («Голубой ангел», 1987), Л. Мясина («Пульчинелла», «Парижское веселье»). В 2000 выступал на сцене Римской оперы в роли Маэстро (прообраз Чайковского) в балете «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» (реж. Беппе Манегатти, ученик Висконти). Как балетмейстер осуществил постановку спектаклей: «Икар» С. Слонимского (1971, новая ред. 1976); «Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торел-ли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, В.-А. Моцарта (1978); «Макбет» К. Молчанова (1980; Новосибирск, 1981; Берлин, 1984; Будапешт, 1986; Театр балета Большого Кремлевского дворца в Москве, 1990); «В честь Галины Улановой» (1981, Париж); «Я хочу танцевать» на музыку рус. композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (1983, Центр, концертный зал «Россия»); «Анюта» на музыку В. Гаврилина (театр «Сан-Карло», Неаполь; Большой театр, Москва, Рига, 1986; Чел., 1987; Казань, 1989; Пермь, 1990); «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1990, театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко); «Золушка» Прокофьева (1991, Театр балета Большого Кремлевского дворца; 2001, Чел.), «Дон Кихот» Минкуса (1991, Амер. балетный театр; 1994, Театр балета Большого Кремлевского дворца). Участвовал в создании оригинальных телеверсий балетов «Анюта» (1982), «Дом у дороги» (1984) — оба на музыку Гаврилина. Работа над «Анютой» отмечена Гос. пр. РСФСР. В. исполнитель гл. роли в художеств, фильме «Фуэте» (1986). На ТВ поставил телефильм «Евангелие от лукавого» (1992). Снимался в кинофильмах-балетах («Сказка о Коньке-горбунке», 1961; «Спартак», 1976), в телебалете «Трапеция» (1970), телефильме «Жиголо и Жиголетта» (1980), в художеств, фильме-опере Дж. Верди «Травиата» (1982, реж. Ф. Дзеффирелли, Италия), в телефильме «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), франц. видеофильме «Катя и Володя» (1989, реж. Д. Делуш). Принимал участие в спектаклях Чел. театра оперы и балета. Начиная с сезона 1970/71 выступал в партиях Альберта («Жизель» Адана), Базиля («Дон Кихот» Минкуса). Позднееявил-сд постановщиком и балетмейстером спектакля «Анюта» Гаврилина (балет в 2 действиях по рассказу А. Чехова «Анна на шее», либретто В. совм. с А. Белинским, хореография В., постановщик Я. Акчурин); выступил в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты (Челябинск, 1999). Присутствовал на репетициях труппы в февр. 2001, премьере и дебюте Т. Б. Предеиной в «Золушке» (2002) вместе со своей супругой — балериной Е. В. Максимовой. В 1993 в честь В. в Москве прошел фестиваль балета и музыки.