Духовное образование православное


Духовное образование православное, подготовка священно- и церковнослужителей для нужд РПЦ в системе духовно-уч. заведений, подведомств. в 1721—1917 Святейшему Правительствующему Синоду, с 1917 — Свящ. Синоду. Становление системы Д. о. п. в России относят к 16—17 вв., несмотря на отсутствие в то время действующей школы как регулярного гос. и церк. ин-та. В кон. 16 — нач. 17 вв., вследствие утилитарного подхода гос-ва к вопросу образования, школы создавались и развивались под опекой епархиальных властей, получая средства из местных источников. Одна из них была открыта в центре Тобольской епархии в 1703—04 (в 1743 преобразована в духовную семинарию). Постепенно из общеобразоват. архиерейские школы становились специализир.— духовными. В Оренб. крае 1-я школа появилась в 1740-е гг. в Оренбурге (осн. предметы — чтение, письмо, катехизис и церк. богослужение). В 1760—1800-е гг. духовные школы приобрели общецерк. и общегос. характер и классич. оформление, вошли в единую образоват. структуру. Д. о. п. разделилось на начальное (духовные уч-ща; см. Духовное училище), ср. (семинарии), высшее (академии). В 18 в. на Урале начальное образование давали: школы при монастырях в Верхотурье, Невьянске, Долматовском Успенском монастыре, в Чел. (с 1779). В 1803 рус. духовные уч-ща были открыты в Оренбурге, Бугульме, Мензелинске. Вместе с Чел. уч-щем, созданным в том же году на базе рус. словесной школы, их стало 4 (закрылись в 1807—09 из-за недостатка средств). Первым ср. уч. заведением края была Оренб. духовная семинария в Уфе (1800). В 1819 от нее отделилось Уфим. духовное уч-ще, в 1830—31 открылись уездные и приходские уч-ща в Чел. и Бугульме (в 1850 перестало входить в систему Д. о. п. Оренбургской епархии). В 1808—39 направление развития Д. о. п. определяла Комиссия духовных уч-щ при Святейшем Синоде, четко разделяя этапы образования и устанавливая строгую преемственность программ. Были приняты первые уставы; шк. сеть разделена на духовно-уч. округа во главе с академиями. В 1839—67 была предпринята попытка придать Д. о. п. реальный характер. И хотя она не увенчалась успехом, однако существенно изменила программы и весь строй уч. жизни. В этот период деят-сть духовно-уч. заведений имела особо важное общеобразоват. и просветит, значение для края. В 1850 в уч-щах Оренб. епархии занималось 542 чел., в семинарии — 169. В 1859 появилось уч-ще в Уральске, готовившее церковнослужителей для местных единоверч. церквей (утверждено в качестве штатного в 1863), в 1860 — в Оренбурге (здесь же в 1884 открыта семинария). Уставы и штаты духовных семинарий и уч-щ в 1867 в осн. ликвидировали сословность Д. о. п. Перед уч-щами была поставлена задача «первоначального образования» детей духовенства, семинарии же готовили для «служения православной церкви». Преподават. состав получил самостоятельность в решении вопросов внутр. жизни заведений, адм. должности стали выборными, уч.-воспитат. процессом управляло духовенство. Для рук-ва Д. о. п. был создан Уч. к-т. В сер. 1880-х гг. Д. о. п. вступило в новый период, характеризовавшийся стремлением упростить управление школой путем бюрократич. централизации. Гл. соображением, определившим внеш. изменения, явилось стремление подчинить функционирование системы Д. о. п. его осн. задаче — обеспечить подготовл. кадрами духовное ведомство. Было ликвидировано выборное начало, влияние духовенства ограничено хоз. сферой. Эти изменения зафиксированы в уставах и штатах 1884. Программы содержали меньшее кол-во уроков классич. яз., но возросла доля общеобразоват. и спец. церк.-богословских предметов. В духовных уч-щах в теч. 4 лет преподавались Свящ. история Ветхого и Нового Заветов, церк. пение, катехизис, объяснение церк. богослужения, церк. устав, чистописание, рус., церк.-слав., греч. и латинский яз., арифметика, география. Программа семинарии предусматривала 6-летнее обучение и включала: Свящ. Писание, библейскую историю, рус. словесность и историю рус. лит-ры, греч. яз. и латынь, математику, физику, отеч. историю и всеобщую историю, логику, психологию, начальные основания и краткую историю философии, церк. историю и историю рус. церкви, обличение раскола, литургику, гомилетику, богословие осн., догматич., сравнит. и нравств., практич. рук-во для пастырей, дидактику и церк. пение. Кол-во учащихся в духовных уч-щах Оренб. епархии с нач. 1870-х до 1890-х гг. увеличилось: в Чел.— в 1,3 раза, Оренб.— в 2,2, Урал.— в 3,7, что объяснялось приростом духовенства и доли учащихся др. сословий. Успеваемость оценивалась по 5-балльной системе: 5 — отлично, 4 — очень хорошо, 3 — хорошо, 2 — посредственно, 1 — слабо. В кон. 1880-х гг. ср. балл по предметам во всех уч-щах был ок. 3,18. Оставляла желать лучшего дисциплина учащихся. Наиб, часто встречавшиеся проступки были связаны с нарушением правил внутр. распорядка, проявлением враждебности по отношению к персоналу, немотивир. жестокостью в общении со сверстниками. Успеваемость семинаристов была выше (колебалась от 4,13 до 2,97). Развитие Д. о. п. во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. сдерживали в осн. преждеврем. специализация и объединение общего и спец. образования в рамках духовной школы. Уч-ща как неполноценный тип школы с усложн. программой были лишь подготовит, ступенью к семинарии, а учащиеся семинарий с 1878 были лишены свободы выбора высшего образования после получения общего ср. Ввиду сословно-элитарного принципа, лежавшего в основе правительств, политики в сфере образования, а также неудовлетворит. материального и приниж. общест. положения значит, части духовенства, духовно-уч. заведения теряли престиж и были привлекательны в осн. для детей бедных клириков и выходцев из низких в социальном отношении групп. Врем, правила, разработ. Уч. к-том в 1906, способствовали преодолению гипертрофир. классицизма уч. программ, увеличению кол-ва общеобразоват. предметов, рацион, распределению часов по спец. дисциплинам, совершенствованию самоуправления и воспитат. работы. Однако они не устранили гл. недостаток Д. о. п.— преждеврем. специализацию, делавшую учащихся заложниками духовной школы,— и не отделили общее образование от высшего спец. богословского. Проект, содержавший эти принципиальные преобразования Д. о. п., был разработан при подготовке к Собору РПЦ в 1917 (аналогичные предложения поступали в свое время от преподавателей Оренб. семинарии), но осуществлен не был. Декретом СНК от 11 дек. 1917 система Д. о. п. была полностью ликвидирована. Лишь в 1995 в Чел. вновь было открыто духовное уч-ще с 1-годичным обучением (в 2005 — 8 выпускников, в 2006 — 11). Изучаемые предметы: нравств. богословие, гомилетика, история общецерк., история рус. церкви, Свящ. Писание, пастырское богослужение, церк.-слав. яз., осн., сравнит, и догматич. богословие, катехизис, церк. устав, пение, сектоведение. В 2003 в уч-ще получили Д. о. п. 14 чел., в 2004 — 9. В 60% храмов Челябинской епархии открыты воскресные школы как для детей, так и для взрослых. В школе кафедр, собора во имя Св. Симеона Верхотурского Чудотворца установлен 2-годичный цикл обучения для взрослых. В 1-й год изучается Закон Божий, история РПЦ, библейская история; во 2-й — литургия, церк.-слав. яз., сектоведение. Программа остальных школ рассчитана на 1 год. В 2002 в Чел. открылась правосл. гимназия (1—6-й классы). Пятьдесят шесть уч-ся (2004) изучали математику, рус. яз., лит. чтение, музыку, церк.-слав. яз., Закон Божий; организованы уроки рисования, труда, физкультуры. Сто девяносто три священника и 11 диаконов Чел. епархии имеют как светское (137 — общее ср., ср.-техн., ср.-спец.; 50 — высшее), так и духовное (8 чел. окончили академию, 51 — семинарию) образование.