Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)


Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) в Челябинской области, структурное подразделение Гл. управления внутренних дел, осуществляющее спец. контрольные, надзорные и разрешит. функции по обеспечению безопасности дорожного движения. До 1998 — Гос-автоинспекция, ГАИ. Проводит меропр. по предупреждению дорожно-трансп. происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов об-ва и гос-ва. В своей деят-сти руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами «О милиции», «О безопасности дорожного движения», Кодексом РФ об адм. правонарушениях, указами и распоряжениями Президента РФ. Взаимодействует с др. подразделениями ОВД, юрид., гос. и общест. орг-циями и т. п. В структуру ГИБДД входят: управление; 48 отделов, отделений гор. и районных УВД, ОВД и подчин. им специализир. строевые подразделения; отд. батальон дорожно-патруль-ной службы (ОБ ДПС), специализир. батальон ДПС ГИБДД оперативного реагирования Гл. УВД по Челябинской обл.; полк ДПС ГИБДД УВД по Чел. гор. округу; отд. батальон ГИБДД УВД по Магнитогорскому гор. округу. Госавто-инспекция Чел. обл. создана 28 апр. 1936. В соответствии с приказом наркома внутр. дел СССР нач. УНКВД по Челябинской обл. майор госбезопасности Малышев подписал приказ «Об организации автомобильной инспекции при Управлении рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Челябинской области». Этим приказом была установлена числ. обл. ГАИ — 25 чел. Первым нач. ГАИ назначен И. И. Хромушин. 28 июля 1938 в Чел. был создан взвод по регулированию и надзору за уличным движением числ. 14 штатных ед. Через месяц такой же взвод сформирован в Магнитогорске. В годы Вел. Отеч. войны сотрудники ГАИ квалифицированно и оперативно выполняли осн. задачу — осуществляли мобилизацию автотранспорта для нужд Красной Армии. В мае 1946 в Чел. был создан дивизион (101 чел.); в структуре дивизиона выделена спец. следств. группа по дорожно-трансп. происшествиям. Послевоен. реорганизация Госавтоинспекции Чел. обл. положила начало ряду дальнейших преобразований — техн., адм., структурных. В нач. 1950-х гг., с появлением в городе первых 10 светофоров, началось массовое внедрение средств техн. регулирования дорожного движения. На дорогах появилась разметка, сооружались подземные и наземные переходы, пешеходные переходы оборудовали светофорами. Большое внимание Госавтоинспекция уделяла повышению качества обучения водителей автомототранспорта. В 1976 Чел. первым среди крупных городов страны обзавелся автодромом. Его макет экспонировался в Москве на ВДНХ, группа создателей была удостоена медалей выставки. В 1990-е гг. с целью автоматизации процесса регистрации трансп. средств и выявления разыскиваемого транспорта начал реализовываться широкомасштабный проект компьютеризации подразделений ГАИ. Самое крупное подразделение ГАИ УВД по Челябинской обл.— ОБ ДПС, к-рый был создан 1 июня 1969. Ныне в составе ОБ ДПС 3 роты и 7 взводов, в к-рых несут службу 320 инспекторов. Личный состав батальона осуществляет контроль за охраной общест. порядка и безопасностью движения на дорогах федерального и обл. значения протяженностью ок. 1500 км. Серьезным испытанием для личного состава Госавтоинспекции Чел. обл. стали командировки в горячие точки Чеченской Республики. За мужество и героизм, проявл. во время несения службы в ОВД г. Аргуна, десятки сержантов и офицеров обл. ГИБДД удостоены гос. наград. От рук бандитов погибли инспектор ДПС старшина милиции В. Ловцов, старший инспектор ДПС Варненского районного ОВД прапорщик милиции В. Подберез-ный, старший инспектор ДПС Уйского районного ОВД младший лейт. милиции Р. Давлетшин. Их фам. занесены на мемориальную доску в здании Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской обл. На рубеже 20—21 вв. Госавтоинспекция вступила в новую стадию реформирования. Ее гл. цель — демократизация взаимоотношений участников дорожного движения и укрепление законности в деят-сти ГИБДД, повышение защищенности водителей и пешеходов. В разные годы ГАИ возглавляли: A. Н. Омельченко, Ю. Д. Кривошейкин (1948—55), М. Н. Левенец (1955—57), И. П. Вдовенко (1957—63), В. В. Рождественский (1963—66), B. П. Баканов (1966—72), Д. Г. Хохлов (1972— 74), В. Е. Романов (1974-79), А. А. Делъ (1979—95), В. К. Парубочий (1995—2002), C. Н. Кучеренко (с 2002). В 1987 управлению присуждено Кр. знамя МВД СССР, в 1980— 90-х гг.— призовые места в социалист. соревновании среди службы ГАИ.