Индоевропейские языки


Индоевропейские языки, одна из наиб, крупных лингвистич. семей Евразии. И. я. стали первой языковой семьей, выдел, как особая форма генетич. общности; в основу выделения положены исслед. соответствий между сходными элементами И. я. (с ориентацией на их древнейшее состояние) и интерпретация этих соответствий. У истоков индоевроп. языкознания стоят нем. ученый Ф. Бопп и датский ученый Р. Раск. Определение состава И. я. происходило постепенно. Описание европ. наукой в кон. 18 в. санскрита, др.-индийского лит. яз., послужило стимулом к поиску причин эмпи-рич. и внеш. сходств между разными яз. В состав семьи И. я. входят: 1) хетто-лидийская группа (М. Азия, 2—1 тыс. до н. э.), состоявшая из яз., прекративших существование к кон. 1 тыс. до н. э.,— хеттского клинописного (тексты 18—13 вв. до н. э.; древнейший памятник — надпись хеттского царя Аниттаса), лу-вийского, палайского, карийского, труйского (яз. легендарной Трои 13—12 вв. до н. э.); 2) индийская (сев. половина Индийского п-ова, о. Ланка), включающая ведийский (древнейший текст — «Ригведа», кон. 2 — нач. 1 тыс. до н. э.), санскрит (классич. и эпич. нормализ. язык, известный с сер. 1 тыс. до н. э.), ср.-индийские яз. (пали, пракриты и апабхранша), новоиндийские яз. (хинди, урду, бенгали, пенджаби, синдхи, гуджарати, маратхи, ассамский, непальский, цыганский); 3) иранская группа, включающая авестийский и др.-персидский (древнейшие тексты — собрание свящ. книг «Авеста», надписи ахеменидских царей, отд. слова из несохранившегося мидийского яз.), ср.-иранские яз.— ср.-персидский (пехлеви), парфянский, хорезмийский, сакский, бакт-рийский (яз. надписи в Сурхкотале), новоиранские яз.— персидский, таджикский, пашто, осетинский, курдский, белуджский, татский, талышский, парачи, ормури, мунджанский, ягнобский; памирские — шугнанский, рушан-ский, бартангский, язгулемский, ишкашим-ский, ваханский и др.; 4) армянский яз. (древнейшие тексты с 5 в. н. э.); 5) фригийский яз. (зап. часть М. Азии, 6 в. до н. э.— 4 в. н. э.); 6) фракийский яз. (вост. часть Балкан, надписи 6—5 вв. до н. э.); 7) иллирийский яз. (зап. часть Балкан и Ю.-В. Италии, надписи 6— 1 вв. до н. э.); 8) албанский яз.; 9) греч. группа, в т. ч. др.-греч. яз. (пред став л. рядом диалектов; древнейшие тексты — минеарное письмо 15—11 вв. до н. э. с Кносса, Микен, Пилоса; поэмы Гомера), ср.-греч. (6—15 вв. н. э.) и но-вогреч.; 10) венетский яз. (сев.-вост. Италия; представлен 200 надписями 6—1 вв. до н. э.); 11) италийская группа (древнейшие надписи — ок. 600 до н. э.), включающая умбрский, оскский, фалискский и лат. яз., на основе к-рого возникли новороманские яз. (франц., провансальский, испанский, каталонский, португальский, итал., сардинский, ретороманский, вымерший далматинский); 12) кельтская группа (крайний 3. Европы), включающая вымерший галльский яз. (первые века н. э.); бритт-ские яз. (валлийский, вымершие в 15—18 вв. н. э. бретонский и корнский); гаэльские яз. (шотландский, ирландский и мэнский); 13) герм, группа, в т. ч. вост.-герм.— готский (древнейший текст — Библия Вульфилы, 4 в. н. э.) и вымершие диалекты, сев.-герм, (шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский), зап.-герм. (др.-верхненем. и совр. нем.), идиш, нидерландский, фламандский, африкаанс, фризский, англ. (др. тексты — руны 3 в. н. э.); 14) балтийская группа, включающая вымершие прусский, ятвяжский, куршский яз., совр. латышский, литовский; 15) слав, группа, включающая вост.-слав. яз. (рус., укр., белорус.), зап.-слав, (польский, кашубский, верхне- и нижнелужский, чешский, словацкий, вымерший полабский), юж.-слав. (старослав., болгарский, македонский, сербохорватский, словенский); 16) тохарская группа — вымершие

яз. кит. Синьцзяна (тексты 6—7 вв. н. э.). На яз. самой многочисл. индийской группы говорит св. 450 млн чел. (по данным 1980). И. я. за последние 5 веков распространились по всему миру. В древнейшую эпоху (до нач. 3 тыс. до н. э.) отсутствовали в Азии, Средиземноморье, Сев. и Зап. Европе. Согласно наиб, распростран. (до 1980-х гг.) точке зрения, область первонач. распространения И. я. лежала в полосе от Рейна и Сев. Балкан до Зап. Украины или даже Причерноморья — ареале формирования однородной неолитич. культуры. Нек-рые исслед. местом локализации индоевропейцев считают юж.-рус. степи (Сев. Причерноморье и При-волжье), где в 5—4 тыс. до н. э. формировалась древнеямная культура (см. Ямная культура): обнаружено множество соответствий между артефактами материальной и духовной культуры населения и архаич. ядром индоевроп. словаря. Носители «курганной» культуры расселялись по разным направлениям: в балканодунайском (1-я пол. 4 тыс. до н. э.) и далее в Центр, и Сев. Европу; в Закавказье, Иран и Анатолию (2-я пол. 4 тыс. до н. э.); в адриатич. и эгейский ареалы; в Вост. Средиземноморье (2-я пол. 3 тыс. до н. э.). Между Каспийским м. и юж. оконечностью Урал, хр., судя прежде всего по контактам с финно-угорским населением (см.: Угры; Финно - угорские языки) лесной евразийской зоны, прошли тохарские племена, затем индоиранцы (см. Арии). Этнич. и языковая атрибуция первобытных родов и племен далеко не всегда совпадает, но носители И. я. могли принять участие (вместе с палеоуральцами, финно-уграми, самодийцами и тюрками) в этногенезе и культ, освоении южноурал. лесостепной зоны (с нач. 2 тыс. до н. э.). Исслед. городищ Синташта и Аркаим на Ю. Чел. обл. предполагают, что их жит. могли быть носителями индоарийских яз.— протове-дийского и протавестийского. До консолидации гуннов в Приуралье (2—4 вв. н. э.) и Великого переселения народов (с 70-х гг. 4 в.) южноурал. лесостепи были местом кочевки преим. вост. -ираноязычных савроматов и сарматов. Русские — представители вост.-слав, ветви слав, группы И. я.— составляют ок. 81% населения области; на др. И. я. говорят еще 5% жит.: украинцы (3%), немцы (1%), белорусы (0,8%), а также евреи, цыгане, молдаване, армяне, поляки, болгары (0,3%). От 10 до 22% башкир, казахов, татар, чувашей пользуются рус. яз. как родным; остальные — как 2-м языком.