Иудаизм


Иудаизм, одна из древнейших монотеистич. религий, возникшая на рубеже 2—1 тыс. до н. э. в этнокульт. среде семитских (еврейских) пле­мен; система религ., морально-этич., филос., правовых идей и представлений, догматов и предписаний, эталонов поведения верующего, формировавшая в теч. 3 тысячелетий ментали­тет и образ жизни еврейского народа (см. Евреи). Этимологически понятие И. (на иврите «яаадут»)| происходит от назв. пле­мени — «колено» Иуды («льва»), считавшегося по библейской тради­ции самым многочисл. среди др. еврейских пле­мен — 12 колен израи-| левых. Источники вероучения: Тора (Учение) — Пятикнижие Моисея, 5 в. до н. э.; Танах (Свящ. Писание) — свод книг, включающих кроме Торы книги религ.-полит, содержания (Нэви- им — Пророки), а также Кэтувим (Писание) — свод книг разнообразных жанров, 3—2 вв. до н. э.; Талмуд — свод религ.-догматич. пред­писаний и норм, 4 в. до н. э.— 5 в. н. э. По мнению светских религиоведов, структура И. включает не менее 7 осн. элементов: учение о едином Боге (Яхве, Иегова) как творце Вселенной; Свящ. Писание; свод религ. законов; порядок отправ­ления религ. ритуала; система религ. ин-тов; кодекс морально-нравств. норм; учение о бого­избранности евреев, их мессианском предна­значении. Сторонники И. чтут праздники (моэд): Шаббат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деят-сть; Рош Ашана — еврейский Новый год; Песах (Пасха) — праздник начала весны и исхода евреев из египетского плена; Шавуот — праздник в честь получения Моисе­ем Торы от Яхве на 50-й день после Песаха; Суккот — праздник, посв. сбору урожая, сим­вол религ. и нац. единства евреев; Ханукка — праздник зажигания свечей в честь освобожде­ния Иерусалимского храма после нар. восста­ния под предводительством Маккавеев (2 в. до н. э.); Пурим — праздник спасения евреев от полн. уничтожения во время вавилонского пленения (7—6 вв. до н. э.); Симхат (Тора) — праздник, завершающий годичный цикл чте­ния Торы в синагоге; и др. Традиционными стали обряды инициаций — обрезание мальчиков на 8-й день после рожд.; вступление в совер­шеннолетие мальчиков и девочек. Во 2-й пол. 18 в. иудеи разделились на 2 течения: раввины («рав» — великий) — авторитетные толковате­ли Письм. и Устного Закона, и хасиды («благоче­стивые») — последователи «цадиков» («святых»). Выделяют и традиционалистское направление (караимы), отвергающее ин-т раввината и Талмуд. Большинство верующих сосредоточе­но в Израиле и США. В России И. существует ок. 1 тыс. лет, со времен Киевской Руси, харак­теризуется сложностью и драматизмом своего ист. развития. На терр. Рос. Империи (до 1917) И. имел свои местные особенности среди гру­зин, среднеазиатских евреев. На Юж. Урале и на терр. нынешней Чел. обл. И. получил рас­пространение в 19 в. Иудеями были отставные солдаты и унтер-офицеры, врачи, ремесленники, торговцы еврейской национальности, селив­шиеся в наиб, крупных городах — торг. цент­рах Юж. Урала и Зауралья — Чел., Троицке, Верхнеуральске, Кургане и др. Религ. общины сформировались в осн. к кон. 19 — нач. 20 вв. В Чел. неск. раньше — к кон. 1860-х гг. В 1894 в Чел. насчитывалось 104 чел. иудейского ве­роисповедания, в 1901 — 686. В кон. 1860-х гг. было приобретено первое здание для еврей­ского молитв, дома. Одна из первых южно­урал. синагог (дерев, здание) была построена на сев. окраине Чел. в 1880-х гг. Позднее (по разным данным, в 1903 или 1905) было возве­дено кам. здание синагоги. Под него был выде­лен участок земли, принадлежавший купцу С. И. Брену. Стр-во велось на средства еврей­ской общины города. Значит, ден. взнос сделал врач Н. М. Шефтель. Синагога являлась цент­ром духовной жизни еврейской общины. Ду­ховными лидерами иудейской общины в эти годы были духовный раввин ребе Бер Хейн, казенный А. Яцовский, шойхет (резник) X. Аур- бах. После смерти Хейна и Яцовского равви­ном стал М. Б. Волосов (1915), выпускник ие- шивы (еврейского религ. уч-ща). В годы рев. потрясений и Гражданской войны религ. деят-сть общин не прекращалась, несмотря на реаль­ную опасность еврейских погромов, учиняемых черносотенцами-монархистами, шовинистами и ультранационалистами. В янв. 1918 в сина­гоге прошли выборы представителей еврейской общины на Всерос. еврейский съезд. Работали библиотека-читальня, муз.-драм, кружок. После освобождения Юж. Урала от колчаковцев культовые здания иудеев были национализи­рованы и переданы в пользование верующим на основе типовых договоров. В 1921 был за­крыт хедер (школа для мальчиков) при сина­гоге, изъяты культовые предметы из серебра. Однако в 1920-е гг. иудейские общины дей­ствовали еще достаточно свободно при толе­рантном отношении местных властей. Религ. деят-стью общин руководили советы, предс. к-рых в 1920-е гг. были Я. С. Курчевский (Челябинск, община «Ваада»), М. 3. Стреблосерд (Троицк). В кон. 1920-х гг. общины оказались в трудном положении из-за реализации мест­ными органами власти сталинского лозунга «Борьба с религией — борьба за социализм». В июне 1928 на заседании президиума Чел. окружного исполкома было принято решение о расторжении договора об аренде здания си­нагоги под предлогом халатного отношения рук-ва общины к системе парового отопления. К 1930 синагога была закрыта и передана под клуб молодежи Челябтракторостроя; в 1933 37 здесь размещался концертный зал филар­монии; до 1992 здание использовалось для производств, нужд ортопедич. предпр. Длит, время верующие были лишены возможности посещать синагогу, но духовная жизнь не пре­кращалась, приобретя полулегальные черты: верующие встречались по субботам и в дни ре­лиг. праздников на частных квартирах. В 1943 молитв, собр. проходили в отд. комнате част­ного дома, с 1946 — в небольшом аренд, доме.

Благодаря начавшемуся в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. процессу нормализации гос.-кон - фессион. отношений И. получил дополнит, им­пульс развития на Южном Урале. Иудейские об­щины сформировались в Магнитогорске, Ми- ассе, Озерске, Златоусте и др. городах области. Зарегистрир. в нояб. 1999 (предс. Г. М. Рубин) магнитогорская община числ. ок. 150 чел. к кон. 2003 увеличилась до 700 чел. На 11 янв. 2001 в области было зарегистрировано 10 иу­дейских религ. орг-ций. Нек-рые иудейские общины действуют в статусе религ. группы (напр., озерская). Первая служба в Чел. сина­гоге после долгого перерыва прошла в нояб. 1991. В 1992 здание чел. синагоги было воз­вращено верующим. В окт. 2000, после длит, ремонта и реставрации, синагога была торже­ственно открыта в присутствии гл. раввинов России — Б. Лазара (Федерация еврейских общин России — ФЕОР) и А. С. Шаевича (Конгресс еврейских религ. общин и орг-ций России — КЕРООР), губ. Чел. обл. П. И. Суми­на, главы Чел. В. М. Тарасова. По состоянию на 1 янв. 2004 в Челябинской обл. действовали иудей­ские общины в осн. 2 направлений: хасидские («благочестивые») и реформир. («прогрессив­ные»). Хасидские общины, религ.-традицион- ные, мистич., ориентир, на скорый приход мо- шиаха — мессии (руководящий центр — ФЕОР), действуют в Чел. (предс. А. И. Жук, раввин М. Кирш), Магнитогорске, Озерске, Златоусте (Е. П. Горбунов), Кыштыме, Миассе (И. А. Гер­штейн), Чебаркуле (Б. Е. Гословский), Кор- кино (С. А. Нухимзан), Троицке (3. Г. Шлей- фер). К хасидским общинам относится «Иу- дим», объединяющая не менее 1 тыс. верующих в Чел. и не менее 2 тыс. по области. Ре­формир. общины ориентированы на адапта­цию религ. традиций к совр. социальным усло­виям, смягчение жестких религ. требований. Одна из таких общин, «Хава Нагила», дей­ствует в обл. центре с 1992 (предс. Е. И. До- бин). В наст, время иудейские общины ведут системную и разнообразную культ.-просветит, и благотворит, деят-сть: с 2001 издается мест­ная газ. «Мошиах тайме» (тираж до 1 тыс. экз.), распространяются ж. «Лехаим», газ. «Еврей­ское слово»; при чел. синагоге открыта еврей­ская б-ка, 2 раза в неделю проводятся беседы о Торе; действуют негос. общеобразоват. и воскрес­ная школы и детский сад, клубы по интересам для молодежи и для женщин, летний и зимний детские лагеря. Регулярно оказывается гума­нитарная помощь нуждающимся, организова­на бесплатная выдача обедов, хлеба. Традици­онными стали публичные торжеств, встречи крупных иудейских праздников. Представи­тель еврейской общины Чел. участвует в рабо­те гор. координационного совета по взаимо­действию с религ. объединениями при главе г. Чел.; иудейские духовные лидеры поддержи­вают постоянные контакты с обл. органами гос. власти, органами местного самоуправле­ния. Иудейские орг-ции последовательно со­блюдают федеральное законодательство и за­кон «О свободе совести и о религиозных объединениях».