Калмыки


Калмыки (самоназвание «хальмг»), народ. Этноним «хальмг» (от тюрк. «остаток», «осколок») известен с 15 в., самими К. используется с кон. 18 в.; соседние тюрк. народы (казахи, татары и др.) называют К. «калмак». К. компактно проживают в Калмыкии на Ниж. Волге (146 тыс. чел.), а также в соседних Астраханской, Волгоградской, Ростовской обл. РФ. Общая числ. 166 тыс. чел. В Чел. обл. их числ. составляет 163 чел. К. говорят на калмыцком яз., относящемся к зап. подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи; подавляющее большинство К. владеет рус. яз. Письменность с 1937 — на рус. графич. основе, ист. старокалмыцкое письмо «тодо бичиг» практически не используется. По вероисповеданию К. буддисты-ламаисты, часть (преим. бывшие оренб. К.) — православные. Антропологически К. относятся к центр.-азиат, типу большой монголоидной расы. Предки К., зап. монголы — ойраты (джунгары), образовывали в монгольском войске лев. крыло (фланг) — зуун гар. Наиб. крупные этнич. формирования внутри ойратов, а затем и К.— торгуты, хошеу-ты, дербеты, чоросы, хойты, названные по отд. воинским подразделениям в армии Чингисхана. В пределах Рос. гос-ва К. появились в нач. 17 в. Первонач. кочевали в приграничных с Россией районах Юж. Сибири и на терр., ныне относящейся к Сев. Казахстану; одноврем. были впервые зафиксированы на терр., ныне входящей в состав Челябинской обл. В 1657 К. принесли присягу (шерть) на подданство рус. царю с обязательством выставлять войско в рус. армию. С переселением К. в низовья Урала и Волги было образовано Калмыцкое ханство, существовавшее с 1664 по 1771. В 1724 внук хана Аюки кн. Баксадай Доржи (после крещения Петр Петрович Тайшин) обратился к Петру I с просьбой о переходе в правосл. веру. В 1724—36 было крещено 5282 калмыка. По просьбе Тай-шина для поселения крещеных К. в 1738 была построена креп. Ставропольская (ныне г. Тольятти). После передачи ставропольских К. в 1744 в ведомство властей Оренбургской губернии из них было образовано Ставропольское калмыцкое войско. Во время Отеч. войны 1812 Калмыцкий Ставропольский полк в составе каз. корпуса ген.-л. М. И. Платова участвовал в арьергардных боях и в сражении под Миром (ныне терр. Беларуси); затем в составе летучего отряда под командованием ген. Ф. Ф. Вин-ценгероде действовал на флангах и в тылу армии противника, став первым арм. партизанским отрядом в 1812. В дальнейшем принял участие в заграничном походе рус. армии. Калмыцким полкам была присвоена общеказ. форма: темно-синие шаровары и полукафтан, в холодное время — кафтан; желтая суконная шапка уланского типа с околышем из бараньего меха (у офицеров — бобрового с султаном); лампасы, кушак, выпушка (кант) на воротнике, обшлагах и погонах желтого цвета; галун у урядников серебряный. С упразднением Ставропольского калмыцкого войска (1842) крещеные К. были причислены к Оренбургскому казачьему войску. В 1843 в Новолинейный район (см. Новая пограничная линия) были переселены 777 семей (3336 чел.) К. Переселение курировалось Департ. воен. поселений, издавшим спец. «Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска упраздненного калмыцкого войска, белопахотных солдат и солдатских малолеток». Правилами предписывались маршрут и порядок следования; места «водворения»; выделение ден. средств из войсковых сумм для приобретения скота, трансп. средств, с.-х. инвентаря, посевного фонда и провианта для переселенцев. Несмотря на принятые меры, переход к оседлому образу жизни и новым формам ведения х-ва (земледелию) на новой терр. проходил для К. тяжело. С момента поселения в Новолинейном районе числ. К. постоянно сокращалась: с 3336 чел. (1844) до 978 (1915). К. были расселены между старой (см. Оренбургская воен-но-пограничная линия) и Новой линиями 31 поселке среди рус., нагайбакского, морд. населения. В насел. пунктах (пос. Березинский, Берлинский, Кацбахский и др.) переселенцы образовывали калмыцкие «концы» — края, улицы. К. крайне редко вступали в смеш. браки с русскими и представителями др. этносов. Крещ. по правосл. обряду оренб. К. продолжали неофициально исповедовать буддизм. На терр. Кизильского района расположено урочище Калмыцкая молельня, где, по свидетельству местного населения, проживавшие в пос. Измаильском (ныне с. Измайловка) К. собирались на культовые праздники. До наст. времени на Ю. области сохраняются топонимы Калмыцкие колки, Калмыцкие ворота (лесной массив). В 1916 часть К., проживавших в Верхнеуральском, Орском и Троицком уездах Оренб. губ., вернулась к открытому исповеданию буддизма. Летом 1917 оренб. К.— 152 семейства (511 чел.), возглавляемые уроженцем ст-цы Березинской (ныне с. Березиновка Чесменского района) П. И. Жемчуевым,— обратились в войсковое прав-во с прошением о разрешении на жительство в отд. поселке на р. Тогузак. В образов. насел. пункте предполагалось «построить буддийский храм со штатным духовенством для просвещения подрастающего поколения, женитьбы сыновей и дочерей»; план не был реализован в связи с началом Гражд. войны. В среде К. сохранялись мн. бытовые традиции: напр., чаепитие предполагало приготовление напитка по особому рецепту, чай преподносился по установл. порядку (в 1-ю очередь — уважаемому чл. семьи, почет. гостю, случайному путнику). Основой питания К. оставались продукты скотоводства — мясо (сушеное, вяленое, соленое, копченое) и молочные продукты. В сер. 1920-х гг. большинство оренб. К., высел. с терр. края в Калмыцкую автономию на Ниж. Волге, компактно поселилось в Большедербетском улусе. По данным переписи 1926, в Троицком округе Уральской области К. (числ. не более 20 чел.) проживали в пос. Варшавском и Елизаветопольском (ныне Картал. р-н). Истории К., отд. судьбам земляков посв. очерк М. Ф. Шанбатуева «Калмыцкие казаки».