Католицизм


Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. К. распространен в Европе, Лат. Америке, Африке, Азии. Являясь одной из ветвей христианской религии, К. признает ее догмы и обряды, но отличается строгой централизацией, монархич. и иерархич. характером. Глава католич. церкви — папа римский. Источником своего вероучения католич. церковь наряду с Библией и Свящ. Писанием считает Свящ. Предание (традицию). К. проводит резкое разграничение между мирянами и клиром (церковно-, священнослужителями, для к-рых обязательно безбрачие — целибат и запрещен выход из духовного звания; причащение мирян — только хлебом, духовенства — хлебом и вином и т. д.). Католики широко почитают Богоматерь (Мадонну), всевозможные реликвии, мучеников, святых и блаженных. Культ в К. характеризуется пышным богослужением; кроме пения используется инструм. музыка; храмы украшены скульптурами и картинами. Первые католики появились на Урале 400 лет назад. Это были поляки, пришедшие вместе с дружиной Ермака (нек-рые историографы сообщают о католич. миссионерах на Урале еще в 13 в.). В нач. 19 в. в Златоуст прибыли 115 семей немецких мастеров, мн. из к-рых были католиками. Для них на ул. Б. Немецкой был выстроен католич. костел. В кон. 18 — нач. 19 вв. ссыльные поляки-католики появились и в Чел. В 1911—14 они построили здесь католич. храм в честь Непорочного Зачатия Девы Марии. В гор. архиве сохранился документ того времени — просьба о выделении земли для стр-ва храма за подписью настоятеля о. Иосифа Сенвайтиса. Из того же документа можно узнать о составе католич. общины. В нее входило 80 семей, в осн. рабочих и мелких торговцев. В 1932 храм был закрыт и разрушен. Община рассеялась. Новая сложилась уже в 1940-е гг. из ссыльных немцев. В условиях трудармии (см. Трудмобилизованные немцы) они находили возможность собираться для совместных богослужений. После войны, находясь под надзором спецкомен-датуры, собирались по домам, тайно. А. Мэрц, руководивший такими собр. в нач. 1950-х гг., был приговорен к 10 годам лагерей. Освобожденный по амнистии после смерти И. В. Сталина (1953), он через 2 года скончался. Долгое время постоянного священника в городе не было. Раз в месяц на 2 дня приезжал из Казахстана о. А. Бень, монах-францисканец. Он проводил службы в Чел. и Коркино. В сер. 1970-х гг. высланный с Украины о. Иосиф Свидницкий, основавший общины католиков во мн. городах, официально зарегистрировал католич. общину в Чел. Богослужения проводились в купл. в 1981 и перестроенном под церковь небольшом доме в пос. Першино. С тех пор наладились регулярные богослужения, организовывались коллективные чтения христианской лит-ры, у верующих появилась возможность принять св. таинства. Первым священником, а затем настоятелем Чел. прихода (1992) стал о. В. Палеш из Эрфуртской епархии (Германия). По его приглашению прибыли в Чел. еще 3 священника из Германии. В 1993 началось стр-во церкви римско-католической (авт. проекта нем. арх. Ф. Везингер, привязку к местности осуществил чел. арх. А. Г. Буров). Освящение состоялось 15 авг. 1999. В приходе в 1993—2001 служили сестры-монахини монастыря Св. Агнесы (США), в 2001 их сменили сестры-служительницы Иисуса в Евхаристии (Россия). Созданная в Чел. община не имеет выраж. нац. характера. Для желающих принять крещение или присоединиться к католич. церкви проводятся годичные курсы. В приходе работает отделение благотворит. орг-ции «Каритас», чл. к-рой посещают детские больницы с самодеят. спектаклями, концертами, занимаются раздачей бесплатных обедов для бездомных и малообеспе- ченных, распределяют гуманитарную помощь. Для детей католич. община организует летние катехизационные лагеря. Чел. приход имеет отделения в Магнитогорске, Златоусте, Миас-се, Копейске, Коркино, в деревнях Октябрьского района, а также в Казахстане (с. Бускуль). (См. цветную вклейку.)