Классицизм в архитектуре


Классицизм в архитектуре, стиль в европейском иск-ве, осн. на переосмыслении античного наследия. Получил развитие в России в сер. 18 — 1-й пол. 19 вв. В градостроительстве К. нашел воплощение в ансамблевом проектировании, в первую очередь в архит. оформлении адм. центров, общест. зданий, дворцов, гор. особняков и загородных усадебных комплексов. Характерные черты архит. форм — простота и ясность плана, центр.-симметричное планирование, упорядоч. структура архит. элементов, использование ордера. В архитектуре рус. К. условно выделяют 4 этапа: ранний (1760-е — нач. 1770-х гг.), строгий (1770— 90-е гг.), высокий (1-я четв. 19 в.) и поздний (2-я четв.— сер. 19 в.). Эти же периоды, с нек-рым смещением хронологич. рамок, можно выделить и в провинциальной, в т. ч. южноурал., архитектуре. Классицистич. градостроительство отличают: геометризация планировки; выделение осн. осей симметрии — прямолинейных протяж. магистралей и расположение по этим осям гл. гор. площадей; возведение зданий на «красных линиях» улиц (см. Градостроительство и архитектура). Эти принципы положены в основу Ген. планов Чел. 1768 и 1784 (не были осуществлены). Подобное планирование почти не нашло применения в горнозаводской зоне Юж. Урала, где центром гор. структуры являлся завод, близ к-рого сосредоточивались осн. адм. и общест. сооружения; в остальной части города сохранялся принцип нерегулярной застройки. Принципы классицистич. проектирования воплощались лишь при оформ- лении гл. заводской площади. Примером может служить бывшая Свято-Троицкая, или Соборная, пл. в Златоусте (ныне площадь 3-го Интернационала), где в 1830—40-е гг. сформировался ансамбль производств., адм. и культовых сооружений, выполн. в единой классицистич. стилистике: корпуса заводоуправления, Арсенала (1827—33, проект арх. А. И. Постниковау привязка арх. В. Бояршинова), дом горного начальника (перестроен в 1820-х гг., арх. М. П. Малахов), церковь во имя Св. Троицы с колокольней (1840-е гг., арх. Ф. А. Тележников). Осн. типы сооружений проектировались в соответствии с требованиями гос. регламентации: создавались и распространялись официально утвержд. «образцовые проекты». Т. о., наиб. значимые в архит. пространстве города сооружения были выполнены в «столичном», классицистич. стиле. Местные зодчие часто вносили в проекты изменения и дополнения в соответствии с регион. традициями, а также требованиями заказчиков. На Урале в 1-й пол. 19 в. (после учреждения в 1806 должностей архитекторов горных заводов, горных округов и Гл. управления горных заводов) работали крупные мастера, преим. выпускники АХ: Малахов (с 1815 архитектор Екатеринб. з-да, в 1832—42 главный архитектор Урал. горного правления), И. И. Свиязев (в 1822—32 главный архитектор Урал. горного правления), А. Чеботарев (в 1826—38 архитектор Демидовских з-дов), Тележников (с 1831 архитектор Златоуст. з-дов). Наиб. широко на Юж. Урале представлены памятники высокого и позднего К. Постройки 18 в. почти не сохранились. Редкими примерами памятников этого времени являются культовые сооружения: церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Кыштыме (1760-е гг.), собор в честь Святой Троицы в Троицке (1762, арх. П. Трезини; значит. перестроен в 1843—65), церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Каслях (кон. 1770 — нач. 1780-х гг.), выдерж. в стилистике раннего К., переходного от барокко. В целом среди сохранившихся сооружений эпохи К. преобладают правосл. храмы, преим. 3-частные церкви «кораблем», где включены в единую планировочную структуру храм, трапезная и колокольня; реже — центрич. постройки, квадратные или крестообразные в плане (см. Храмовая архитектура). Отличит. черты культового зодчества этого времени — композиционная ясность, масштабное соподчинение объемов, подчеркнутые вертикальные и горизонтальные члене- ния, ордерное оформление. Характерные храмовые здания «кораблем» периода высокого К.— церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Воскресенском Касл. района (1818—19, арх. Малахов), церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла в с. Нижнепетропавловском Красноарм. района (1-я пол. 19 в.) и т. н. ротондальные церкви — принципиальное новшество эпохи К. Храмы этого типа возводили архитекторы школы М. Ф. Казакова, к-рые оказали значит. влияние на культовое зодчество Юж. Урала в 1800—30-е гг. Вероятно, к творениям зодчих этой школы принадлежали такие ротондальные церкви, как церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Миньяре (1797—1819) и несохранившийся Спасо-Преображенский храм в В. Уфалее (Белая Церковь; 1816—19). В период позднего К. архит. формы стали менее гармоничными, более сдерж. (построенные в 1840—50-е гг. церкви в с. Кирды, во имя Пресвятой Богородицы в с. Беликуль и др.). К типу редко встречающейся в южноурал. архитектуре этого периода центрич., квадратной в плане 5-главой церкви с отдельно стоящей колокольней принадлежал крупномасштабный собор в честь Святой Троицы в Златоусте (разрушен в 1930-е гг.). Светские сооружения периода К. представлены на терр. области немногочисл., но разнообразными памятниками, в числе к-рых пром., адм. и жилые здания в городах горнозаводской зоны. Наиб. значимыми в архит. отношении являются Белый дом и заводской госпиталь в Кыштыме (1846, арх. Чеботарев, см. Горнозаводские гос-питали), дом князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске. Целый ряд значит. памятников высокого и позднего К. сохранился в Златоусте: здание Арсенала, дом горного нач. и Златоустовская оружейная фабрика (1830-е гг., арх. Свиязев). В период господства эклектики, во 2-й пол. 19 в., К. находил свое отражение прежде всего в культовой архитектуре, где формы древнерус. зодчества переплетались с классицистич.: церковь во имя Сет. Николая Чудотворца в Верхнеуральске (1869), церковь в честь Рождества Христова (1848— 57) и церковь в честь Святой Троицы (1849) в Кыштыме, церковь в честь Вознесения Господня в Каслях (1843—55, арх. Э. Х. Г. Сарториус). На рубеже 19—20 вв. и в 20 в. классицистич. традиции нашли свое продолжение в неоклассицизме.