Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ (ГСКБ ЧТЗ)


Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ (ГСКБ ЧТЗ), организация по проектированию тракторов и инж. машин на их базе. С 1930, еще в ходе стр-ва ЧТЗ, конструкторской работой занималась спец. инж. группа при техн. отделе. По чертежам, разработ. группой, 15 февр. 1931 собран первый трактор С-60 с лигроиновым двигателем, серийное пр-во к-рого началось в 1933. Усовершенств. моделью этого трактора была машина С-65, выпускавшаяся в 1935— 41. В 1941 по приказу наркома ср. машиностроения на заводе создана еще одна конструкторская группа — СКБ-3. Во время Вел. Отеч. войны все КБ были объединены. В этот период в СКБ разработано 20 типов различных боевых машин, из к-рых 11 пошли в пр-во (в т. ч. танки КВ-1С, КВ-85, КВ-8, ИС-1, ИС-2, ИС-3, самоходные арт. установки СУ-122, СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152). В 1956 после реорганизации СКБ было образовано 3 конструкторских коллектива: ГСКБ (по тракторам и тракторным двигателям), ГСКБ-2 (по бронетанк. технике), ГСКБД (по двигателям для военной техники). Позднее ГСКБ и ГСКБ-2 объединились в ГСКБ ЧТЗ, к-рое впоследствии занималось разработками боевой машины пехоты (БМП-1), тяжелого танка Т-10М, танка Т-72А, тракторов С-80, С-100, Т-130, Т-170, ДЭТ-250, Т-800, Т-140 (последний производится на Брянском автомоб. заводе), сем. тракторов Т-220, Т-330, Т-500 с двигателем типа ДВТ-330 (последний производится на Чебоксарском заводе пром. тракторов и Волгоградском моторном заводе), а также бульдозеров, трубоукладчиков, тракторов специального назначения, новых образцов воен. техники; среди новейших разработок — пром. тракторы Т-2, Т-3, Б-2000, виброкаток для дорожного стр-ва, сем. мини-техники на гусеничном и колесном ходу. В коллективе ГСКБ ЧТЗ в разные годы работали 10 д-ров и 38 канд. наук (в т. ч. конструкторы бронетанк. техники Н. Л. Духов и Ж. Я. Котин). Мн. конструкторы КБ стали засл. машиностроителями и засл. изобретателями.