Лютеранство


Лютеранство, одно из главных направлений (конфессий) в раннем протестантизме, возникшее в результате Реформации в Зап. Европе (Германия, Швейцария) в 1-й пол. 16 в. Основателями Л. являются Мартин Лютер (1483—1546), его сподвижники Ф. Меланхтон, М. Хемниц и др. Важнейшие принципы лютеранского вероучения изложены в «Аугсбургском исповедании» (1530). Отличит. особенности Л.: признание спасения души на основе личной веры в Иисуса Христа как Спасителя; наличие 2 таинств (крещение и Св. Причастие); выполнение обрядов (венчание, рукоположение, конфирмация, погребение); абс. авторитет Библии, а также «Книги согласия», содержащей катехизисы Лютера как истинное выражение слова Господа; ведение богослужения на нац. яз.; отрицание духовного и монаш. сословий, поклонения иконам, святым и их мощам; отказ от пышных церк. обрядов в соответствии с требованием «дешевой церкви»; отрицание безбрачия священников; отрицание Свящ. предания. Больше всего лютеран в странах Зап. Европы. С 1947 верующие объединены во Всемирную лютеранскую федерацию. В России первые последователи Л. появились в 16 в. при правлении вел. кн. Василия Ивановича (1524—33) и первого рус. царя Ивана IV (Грозного, 1530—84). Л. исповедовали приглаш. из зап. стран ремесленники, торговцы, аптекари, толмачи (переводчики) и др. Сохранилось имя одного из первых рус. лютеран, дьяка Матвея Башкина. Первая лютеранская община была осн. в 1560-е гг. в Москве. Кол-во последователей Л. значит. увеличилось в 1-й четв. 18 в., в годы петровских реформ (только в Петербурге проживало до 20 тыс. лютеран). В гос. аппарате была создана структура, заведующая делами иностр. вероисповеданий. Были разрешены смеш. браки между православными и лютеранами. В 1711 Пётр I назначил Бер-тольда Вегеция главой (суперинтендантом) всех лютеранских общин России. Среди чл. правящей династии, придворной знати были лютеране. Среди ближайших родственников Петра I к евангелич. вероисповеданию принадлежали: жена Екатерина; жена сына Алексея — принцесса Вольфенбюттельская София Шарлотта; мужья племянниц Екатерины и Анны — герцоги Мекленбургский и Курляндский; муж дочери Анны — герцог Голштинский; внучка Анна Леопольдовна Брауншвейгская; ее муж — Антон Ульрих Брауншвейгский; ее сын, правнук Петра I Иоанн Антонович Брауншвейг-Люнебург-ский; внук Петра I — герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих, в православии принявший имя Петра III; его жена, ставшая рус. царицей Екатериной II,— нем. принцесса Ангальт-Цербтская. В нач. 19 в. число лютеран в России увеличилось за счет присоединения новых земель (Финляндии, Польши). Официально Л. было конституировано в 1832, когда Николай I подписал Устав лютеранской церкви. Лютеранами были рук. мн. мин-в и ведомств, полит. деятели и реформаторы, занимавшие гос. посты, возглавлявшие партии и общест. союзы, участвовавшие в работе Гос. думы. По данным П. А. Зайонч-ковского, исследовавшего правительств. аппарат империи, в 1853 число лютеран в Гос. совете достигало 16,3%, в Кабинете министров — 11,1, в Сенате — 10,6, в губернаторском корпусе — 18,7%. Лютеранами были вице-канцлер, сенатор, чл. Верх. тайного совета граф А. И. Остерман, шеф корпуса жандармов и нач. 3-го отделения собств. Его Императорского Величества канцелярии А. Ж. Бенкендорф, премьер-министр России граф С. Ю. Витте и мн. др. Лютеранами были мн. офицеры и генералы (кн. М. Б. Барклай де Толли, генерал-фельдмаршал, президент Воен. коллегии граф Б. Х. фон Миних и др.). Немало лиц евангелич. вероисповедания имелось в среде архитекторов и скульпторов, естествоиспытателей и профессоров, энциклопедистов и чл. АН [филолог, поэт, палеограф и археограф А. Х. Востоков (Остенек), основатель Юж. об-ва декабристов П. И. Пестель, участники восстания декабристов — А. Б. Вольф, Б. И. Кюхельбекер, В. И. Штейн-гель и др.]. К евангелич.-лютеранскому вероисповеданию принадлежали известные дворянские роды: долгое время жившая в России и оказывавшая покровительство церкви св. Екатерины в С.-Петербурге шведская семья изобретателей и промышленников Нобелей, семья художников и архитекторов Брюлловых, ювелиров Фаберже. Значительный вклад в развитие социально-экон. жизни страны и ее духовной культуры внесли лютеранские пасторы. Первый в России придворный театр работал в Москве (1672) под рук-вом пастора И. Грегори (1631—75). Впервые в стране систему социального страхования нищих предложил пастор И. Грот (1733—99). Первое всесословное общеобразоват. светское уч. заведение в Москве открыто автором первого перевода Библии на рус. и латышский яз. пастором И. Э. Глюком (1654—1705), уч-ще для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) созданы еп. Г. Дикгофом (1833—1911), рус. уч-ща для детей нем. колонистов Поволжья были открыты пасторами К. Конради (1794— 1857) и К. Вальбергом (1794—1877). В нач. 20 в. Л. стало одним из крупных направлений в рос. протестантизме и объединяло св. 1 млн прихожан более чем в 200 лютеранских приходах. В первые годы Сов. власти общест. положение последователей Л. укрепилось благодаря провозглаш. равенству всех религий перед законом. Деят-сть лютеранской церкви была относительно свободной. В июне 1924 на Ген. синоде лютеранской церкви была принята Синодальная конституция, к-рая, заменив Устав 1832, действовала до 1992, когда был принят новый Устав. Необоснов. репрессии 1920—30-х гг. привели к дезорганизации церк. жизни, нарушению связей между общинами. Кол-во верующих, в т. ч. лютеран, резко сократилось. В 1940-е гг. большинство лютеранских общин распалось. Восстановление их началось в кон. 1950-х гг., когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Акмолинске (Казахстан, 1959). Существ. изменение политики гос-ва в кон. 1980-х гг. в отношении религ. объединений способствовало дальнейшему восстановлению религ., в т. ч. лютеранских, общин: к нач. 1990-х гг. в СССР их действовало более 500. На 1 янв. 2003 в Минюсте РФ было зарегистрировано 3 управленч. центра, более 100 лютеранских приходов. На Юж. Урале первые последователи Л. появились ориентировочно во 2-й пол. 18 в., когда на рудники и заводы прибыли специалисты горного дела, в осн. из нем. земель. Одна из первых общин была образована в Златоусте и официально утверждена в 1810. Прихожанами были преим. немцы и латыши. Первонач. богослужения проходили в здании одной из школ. В 1819 это здание было перестроено под церковь и освящено. В 1857 построена кам. церковь во имя Св. Марии. В приходе служили пасторы: Э. Гартман (1811-14), Ф. Хельц (1814-16), К. Венцель (1820—34), В. Шреттер (1834—51), В. Фруеа-уф (1852—53), А. фон Краузе (1857—82), И. Неедоль (1882—92), К. Баллодис (1893— 95), Г. Кревс (1896—97), И. Симсонт (1889— 1908), И. Неедоль (1912—28). Лютеранские общины в др. городах Юж. Урала появились во 2-й пол. 19 в.: в 1872 — в Троицке, в 1890-е гг.— в Чел. Сведения о постройке лютеранского храма в Чел. противоречивы. По нек-рым данным, кирха могла быть построена после 1908 на участке земли 600 саж2, подар. общине гор. властями. Однако в местном архиве сведений о стр-ве не сохранилось. В селах и станицах Троицкого уезда были построены шк.-молитв. дома: в 1896—1905 в сс. Денисово, Антошкино, Бешлеевка, Сумки; в 1905—10 на хут. Дик, в пос. Доможиров-ском, сс. Мирзиково, Смолино. Есть сведения, датиров. 1922, о существовании лютеранской кирхи в Кургане, к-рый в 1919—23 входил в состав Чел. губ. В первые годы Сов. власти деят-сть местных лютеранских общин осуществлялась относительно свободно; на основании договоров им в пользование были переданы культовые здания. В 1930-е гг. деят-сть общин была официально запрещена, восстановлена верующими только в послевоен. время. В Чел. центром духовной жизни лютеран стал Металлург. р-н. Первые молитв. собр. проводились на квартирах немцев-спецпереселенцев (трудармейцев). В 1952—53 лютеранским проповедником Х. Кречмаром (1894 г. рожд.) была сделана попытка создать общину среди спецпереселенцев в Миассе. В молитв. собр., проводимых вначале на частных квартирах, участвовало до 30 чел. Среди активистов общины были рабочие И. Р. Готман и А. К. Гартман (последняя была осуждена по ст. 58 УК РСФСР за религ. деят-сть). Активизация лютеран в Чел. началась в 1980-е гг., после нормализации гос.-церк. отношений в стране. В 1985 небольшие группы лютеран из Металлург. района объединились в одну общину. Молитв. собр. проходили в приспособл. для этого помещении в пос. Першино. Проповедники и духовные лидеры общины: Р. Древе (1985-89), В. Диль (1990-91). И. Лиссель (1991-2000), Р. Ланге (2000-02). Община была зарегистрирована в мае 2000 как чел. евангелич.-лютеранская община евангелич.-лютеранской церкви Урала, Сибири и Д. Востока (ЕЛЦ УСДВ). Объединяет ок. 150 верующих; на праздничных богослу- жениях присутствует до 400 чел. Предс. религ. орг-ции — предприниматель В. Я. Гроо. В короткие сроки была построена кирха — церковь во имя Спасителя Иисуса Христа. 3 нояб. 2002 ее освятил глава Евангелич.-лютеранской церкви в России, на Украине, Казахстане и Средней Азии архиеп. Г. Кречмар. Духовную жизнь общины организует выпускник С.-Петерб. лютеранской духовной семинарии С. Фрицлер, пропет Чел. пропства, президент Синода ЕЛЦ УСДВ. Община ведет разнообразную просветит. и благотворит. деят-сть на основе федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ныне лютеранские общины действуют (данные на 1 июня 2004) в пос. Горняк, Старокамышинский (рук.— Э. Вальтер, Э. Емельянова), в г. Коркино. В 2004 культ.-просвет. фондом «Лютеранское наследие» были предприняты попытки создания параллельной структуры — общины т. н. рус. лютеран.