Медицинский комплекс ЮУЖД


Медицинский комплекс ЮУЖД, система лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении дирекции мед. учреждений ОАО «Российские железные дороги». Занимается оказанием мед. помощи работникам жел. дороги, чл. их семей, студентам высших и ср. учебных заведений, готовящих специалистов ж.-д. транспорта, пассажирам в пути следования и на вокзалах, а также населению, проживающему близ жел. дороги. В 1896 на ст. Чел. был открыт первый пункт мед. обслуживания переселенцев (см.: Переселенческая больница; Переселенческие пункты). В 1900 был открыт «Приемный покой» — это первая ж.-д. больница, к-рая состояла из небольшой амбулатории и стационара на 30 коек, с 2 врачами, 4 фельдшерами и 2 сиделками. В 1925 в переселенч. больнице начали работать вновь прибывшие врачи: хирург В. П. Преображенский и терапевт И. В. Шмирер. В 1922 в составе респ. нар. комиссариатов здравоохранения были созданы отделы путей сообщения; в управлениях дорог организованы отделы здравоохранения, определены сан. районы (участки) на дорогах. До 1934 медико-сан. службы на узлах Златоуста, Чел., Кургана и др. существовали как самостоят. учреждения — сан. участки, больницы. В 1934 была создана ЮУЖД, в ее составе — врачебно-сан. отдел, к-рый объединил все леч.-сан. учреждения дороги. Действовали врачебно-сан. отделения — Златоуст., Курганское, Троицкое, Чел. Во врачебно-сан. отделе работали специалисты по осн. видам мед. помощи — хирург, терапевт, акушер- гинеколог, педиатр, невропатолог и др. Сан. службу возглавлял старший сан. врач, в подчинении к-рого работали врачи — эпидемиологи, гигиенисты и др.; их гл. задачей было предупреждение распространения инфекционных заболеваний. В 1943 врачебно-сан. отдел реорганизован во врачебно-сан. службу. Одноврем. на дороге были созданы 8 врачебно-сан. отделений и учреждения дорожного значения, находящиеся в подчинении нач. врачебно-сан. службы (центр. поликлиника и ж.-д. больница ст. Чел. с входящей в нее дорожной станцией переливания крови, дорожная сан.-эпидемиологич. станция, фельдшерско-акушерская школа ст. Златоуст. и др.). В годы Вел. Отеч. войны (1941—45) в дорожной поликлинике ст. Чел. были развернуты терапевтич. и неврологич. стационары, детская поликлиника и поликлиника К-та помощи больным и раненым бойцам Красной Армии. С прибытием в Чел. Киевского мед. ин-та дорожная больница стала базой его клиник. В 1948 произошло объединение больницы на переселенч. пункте с центр. поликлиникой. Возглавляла объедин. 1-ю дорожную больницу О. Д. Шильникова, засл. врач РСФСР. В 1950—60-е гг. были построены и выделились из 1-й дорожной больницы: 2-я дорожная больница (1953, главный врач Т. М. Овчинникова), детская больница и поликлиника, туберкулезная больница, поликлиника № 2, инфекционная больница ст. Чел.-Юж., амбулатория ст. Чел. Наряду с большими масштабами стр-ва леч. учреждений совершенствовалась организация, повышалось качество мед. помощи железнодорожникам. В 1950-е гг. впервые на дороге было присвоено почет. звание «Заслуженный врач РСФСР» врачам-хирургам Ф. В. Жучкову, Преображенскому, невропатологу П. К. Коссовичу, терапевту Шмиреру. К 1970-м гг. М. к. ЮУЖД представлял собой автономную систему, осуществлявшую на высоком уровне мед. обслуживание работников жел. дороги и обеспечивавшую контроль за соблюдением медико-сан. и гигиенич. требований к условиям труда железнодорожников. С сер. 1990-х гг. мн. объекты М. к. ЮУЖД были переданы в ведение Гл. управления здравоохранения Чел. обл.; врачебно-сан. служба преобразована в службу мед. обеспечения. В наст. время в составе М. к. ЮУЖД 13 ЛПУ: 11 стационаров (общий коечный фонд 2520 мест), в т. ч. дорожная клинич. больница в Чел. (на 665 коек), физиотерапевтич. дорожная больница на ст. Шадринск (430), 5 отделенч. (1225) и 2 узловые (200) больницы, 2 поликлиники (общего профиля на ст. Магнитогорск и стоматологич. на ст. Чел.), 11 центров Госсанэпиднадзора, 1 станция переливания крови. Амбулаторно-поликлинич. обслуживание осуществляется 13 учреждениями (на 7740 посещений в смену). Доврачебная первичная медико-сан. помощь оказывается в 59 здравпунктах, 15 мед. пунктах вокзалов, 55 фельдшерско-акушерских пунктах. Ежегодно проводится ок. 2 млн осмотров работников ж.-д. транспорта (действует 132 кабинета предрейсового мед. контроля). Мед. освидетельствование лиц, ответств. за безопасность движения, осуществляют 10 врачебно-экспертных комиссий и общая дорожная комиссия, к-рые ежегодно проводят мед. осмотр и обследование св. 70 тыс. работников жел. дороги. В ЛПУ мед. системы ЮУЖД в 2004 состояли на диспансерном учете 1296 участников, 487 инвалидов Вел. Отеч. войны, 523 воина-интернационалиста. В М. к. ЮУЖД работают 8906 специалистов, в т. ч. 1597 врачей, из них 23 канд., 1 д-р мед. наук. На базе больничных учреждений комплекса действуют 11 кафедр ЧГМА, УГМАДО, Оренб. гос. мед. академии. Функционирует информационно-поисковая система «АСУ-поликлиника» в дорожной больнице. С 2000 службу мед. обеспечения ЮУЖД возглавляет Л. Я. Ду-бачинский.

Дорожная клиническая больница ст. Чел., многопрофильное специализир. мед. учреждение. Первая дорожная больница осн. в 1934. В 1954 открыта 2-я дорожная больница, в 1960 — терапевтич. стационар 1-й дорожной больницы; в 1984 — 1-й, в 1996 — 2-й хирургич. корпуса 2-й дорожной больницы; в 1980 объединены 1-я и 2-я дорожные больницы. В наст. время дорожная клинич. больница (гл. врач Г. А. Куватов) обслуживает железнодорожников, население Сов. района и прилегающей к жел. дороге терр. Чел., а также жит. станций ЮУЖД (Курган, Оренбург и др.). В ее состав входят поликлиника (осн. в 1940) на 1700 посещений в смену, стационар на 665 коек. Ежегодно поликлиника принимает ок. 125 тыс. чел., лечение в стационаре проходит ок. 12 тыс. яел. Больница оснащена совр. мед. оборудованием, оказывает все виды специализир. мед. помощи. В хирургии приоритетными являются наим. травматизирующие и наиб. эффективные эндоскопич. и рентгенохи-рургия. методы, лазерное леяение. Диагностич. исслед. проводятся с использованием цифровых рентгеновских установок, магниторезонансного томографа, совр. ультразвуковых диагностия. систем. Осуществляется хол-теровское мониторирование при ишемич. болезни сердца и гипертонии. На базе больницы проводят обуяение студентов 6 кафедр ЧГМА и кафедра УГМАДО. Врачи дорожной больницы являются ял. науя. об-в, уяаствуют в конф.

Стоматологическая поликлиника на ст. Челябинск создана в результате объединения 3 отделений дорожной и детской больниц, а также стоматологич. кабинетов др. лея. учреждений Чел. отделения ЮУЖД.

Отделенческая больница на ст. Златоуст, осн. в 1934,— леч.-диагностич. комплекс, обслуживающий св. 10 тыс. работников жел. дороги и ок. 42 тыс. жит. района, проживающих близ линии ЮУЖД. В состав больницы входят линейные амбулатории на ст. Бердяуш, Вязовая, Кропачево, Миасс, Нязепетровск (общая протяженность линии обслуживания 624 км). Хирургич. отделение больницы на ст. Златоуст является центром эндоскопич. хирургии в горнозаводской зоне, ведущим мед. учреждением в Челябинской обл. по проведению лапароскопич. аппендэктомий и динамич. леч. лапароскопии с ультразвуковой кавитацией при гнойном перитоните. В больнице на ст. Златоуст (гл. врач И. П. Дубич) работает ок. 700 специалистов.

Отделенческая больница на ст. Карталы, осн. в 1927, вошла в состав мед. учреждений ЮУЖД в 1934. В структуре больницы (гл. врач А. А. Никулин) 6 фельдшерских пунктов, 2 здравпункта, 3 территориальных, 6 цеховых терапевтич. участков. Лабораторно-диагностич. комплекс оснащен совр. оборудованием. Больница обслуживает св. 14 тыс. чел., более половины из них — работники ЮУЖД.

Отделенческая больница на ст. Оренбург была открыта в 1919 как изоляционный пропускной пункт для выявления и госпитализации больных сыпным тифом. В этой больнице впервые на терр. совр. Оренб. обл. были проведены переливание крови (1926), пульмонэктомия (1958), фиброгаст-роскопия (1972), лапароскопич. холецистэктомия под видеонаблюдением (1994). Отде-ленч. клинич. больница на ст. Оренбург (гл. врач А. А. Гандыбин) является многопрофильным леч.-диагностич. учреждением, в состав к-рого входят стационар (на 340 коек), дневной стационар (50), 3 поликлиники (на 1 тыс. посещений в смену), 2 амбулатории, кабинеты предрейсовых мед. осмотров, здравпункты на крупных предпр. ж.-д. транспорта. Больница является клинич. базой Оренб. гос. мед. академии, Оренб. ж.-д. мед. уч-ща.

Отделенческая больница на ст. Курган осн. в 1901; в 1936 стационар расширен до 100 коек, в 1965 построено новое здание больницы на 175 коек; в 1977 — здание поликлиники; в 1988 — терапевтич. корпус стационара. С 1987 на базе больницы действует междорожный ортопедо-травматологич. центр лечения больных методом чрес-костного остеосинтеза (по Г. А. Илизарову). В наст. время в состав больницы (гл. врач А. Х. Биктин) входят стационар на 150 коек, поликлиника на 375 посещений в смену, 3 амбулатории, 10 фельдшерско-акушерских пунктов, 7 фельдшерских здравпунктов на предпр. Курганского отделения жел. дороги, 2 мед. пункта на вокзале.

Физиотерапевтическая дорожная больница наст. Шадринск (гл. врач В. А Прокопьев) построена в 1992 близ источника минеральной воды «Шадринская». Специализируется на лечении болезней желудочно-кишечного тракта и опорно-двигат. аппарата с использованием минеральной воды, электро- и светолечения, фито-, арома-, гирудо-, дието-, АПИ- и мануальной терапии, методами аппаратного и подводного вытяжения позвоночника, автома-тич. мониторной очистки кишечника. Больница располагает пасекой, цехом розлива минеральной воды «Вита-Шадринская» (аналог «Ессентуков-4»), макаронным цехом и пекарней. На базе больницы ежегодно организуются курсы повышения квалификации врачей и специалистов ср. звена, всерос. и регион. науч.-практич. семинары, конф., совещания.