Миссионерская деятельность


Миссионерская деятельность (от латинского missio — поручение, посылка), деятельность религиозных орг-ций, направл. на обращение в свою веру инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от нее. М. д. характерна для большинства религ. конфессий. В Рос. Империи в дорев. период осуществлялась преим. Русской православной церковью при поддержке светских властей. Колонизация Южного Урала в 1-й пол. 18 в. сопровождалась активным стр-вом правосл. монастырей и церквей, духовенство к-рых считало распространение православия среди язычников, раскольников (старообрядцев) и представителей иных конфессий (см.: Старообрядчество; Ислам; Языческие верования) одной из своих гл. задач. Р. Г. Бука-нова и нек-рые др. исслед. отмечают активизацию М. д. среди башкир в период подавления башкирских восстаний 1704—11, 1735—40 и в ходе Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. В соответствии с законами, принятыми при имп. Елизавете Петровне, были введены льготы для новокрещеных: уменьшен размер их податей и повинностей (рекрутская повинность была переложена на некрещеных), прощены преступления, соверш. до крещения. Эти меры наряду с откровенно силовым давлением применяла на подведомств. ей землях и Тобольская духовная консистория, в к-рую до 1799 входила значительная часть терр., ныне относящихся к Чел. обл. Активно практиковался вывоз старообрядцев в Тобольск с целью их «увещевания» и возвращения в лоно РПЦ. Нередко подобные действия приводили к тому, что формально согласившиеся перейти в РПЦ верующие по приезде домой сжигали себя целыми группами, были известны случаи их «самоутопления» в р. Миасс. В 1832 оренб. ген.-губ. граф П. П. Сухтелен предложил для ведения М. д. открыть спец. миссионерский монастырь в Чел. Свящ. Синод сочувственно отнесся к этой идее, но запросил мнение духовного рук-ва края. Епархиальное начальство признало открытие монастыря затруднит. «по отдаленности г. Челябы от средоточия Оренбургской губернии» и по причине отсутствия средств. В 1836 от этой идеи окончательно отказались, а миссионерские обязанности возложили на приходских священников. 10 мая 1847 в Уфе, адм. ц. губернии, был образован Противораскольничий к-т. Имп. Николай I, обративший внимание на многочисленность язычников и старообрядцев в Оренбургской губернии, предписал активизировать М. д. В связи с этим меры, предпринимаемые для насаждения православия как гос. религии, ужесточились: желавших выйти из православия ссылали, проводили насильств. крещение детей и т. п. В 1849 для обращения старообрядцев был учрежден Златоуст. Воскресенский единоверческий монастырь. В 1853 в Оренб. губ. образована противораскольнич. миссия (просуществовала до мая 1854) в составе 15 приходских священников. В 1854 при Казанской духовной академии начало действовать миссионерское отделение, призванное готовить кадры с высшим богословским образованием для М. д. С разделением епархии на 2 — Уфим. (1859—62) и Оренбургскую епархию — в последней было решено воссоздать противораскольнич. миссию из 2—3 священников, не служащих при храмах. Активно занимался М. д. вдовый священник с. Воскресенского Чел. уезда Апустин, до этого прошедший спец. миссионерскую подготовку в С.-Петербурге. Деят-сть миссии продолжалась до 1865. Новый подъем М. д. пришелся на 1870-е гг. Этому способствовало открытие в 1872 Оренб. духовной семинарии, к-рой была поручена подготовка миссионеров, и Миссионерского к-та (21 нояб. 1875) в Оренбурге. С 1882, при оренб. архиерее Вениамине II, в практику М. д. вошли публичные беседы со старообрядцами. Специально для этих целей был приглашен пермский епархиальный (в последующем синодальный) миссионер К. Крючков, проводивший такие беседы и в Чел. уезде. Со 2-й пол. 1880-х гг. в Оренб. епархии были учреждены должности окружных миссионеров: в 1887 — оренб., в 1891 — чел., в 1894 — урал. В 1896 введена должность оренб. епархиального миссионера. В мае 1904 Чел. миссионерский округ, включавший Чел., Троицкий и Верхнеурал. уезды Оренб. губ., был разделен между 3 уездными миссионерами: М. Мельниковым (Челябинский уезд), А. Овчинниковым (Троицкий), И. Можириным (Верхнеурал.). В связи с активным переселенческим движением, увеличением числ. жит. края и появлением на Юж. Урале новых насел. пунктов вдоль ж.-д. магистрали указом Свящ. Синода от 31 янв. 1911 в Оренб. епархии были учреждены должности разъездного священника (в 1911—17, как и должность чел. уездного миссионера, занимал известный церк. писатель и публицист В. М. Демидов) и псаломщика при центр. пункте на ст. Чел. Перед 1-й мир. войной М. д. РПЦ активизировалась. Заметную помощь в этом ей оказывало гос-во. Принятые в 1910 новые «Правила для устройства сектантских богослужебных и молитвенных (религиозных) собраний» разрешали проводить их «без особого каждый раз разрешения или заявления местной власти» (необходимо было лишь уведомить полицейские структуры), однако «сектантам» категорически запрещалось расширять свое влияние. Правила не допускали создания «юношеских кружков, а равно собраний для евангелизации или катехизации несовершеннолетних или для совершения иных действий, знаменующих приобщение их к сектантскому вероучению». Пресекались любые попытки иных конфессий вести М. д. Так, в 1911 в пропаганде католицизма обвинили чел. ксендза Ф. А. Пашкевича, будто бы распространявшего листовки среди населения края. Он вынужден был направить свои разъяснения в канцелярию оренб. губернатора. В 1913 по ходатайству оренб. архиерея Феодосия (П. Н. Олтаржевского) циркуляром Мин-ва внутр. дел от 7 июня 1913 полицейским чинам Оренб. губ. предписывалось принимать меры «к недопущению к продаже граммофонных пластинок, воспроизводящих проповеди сектантских наставников». При этом активно поощрялся переход в православие старообрядцев и представителей иных конфессий (напр., священника-старообрядца бело-криницкой иерархии В. Д. Шипулина в 1911), приветствовалась удачная полемика миссионеров РПЦ с рук. старообрядч. общин и т. п. С перемещением викарной кафедры в 1914 в Чел. епископы Чел. возглавили М. д. в Чел., Троицком и Верхнеурал. уездах. В соответствии с должностной инструкцией они самостоятельно решали вопросы присоединения к православию раскольников и иноверцев, лишь уведомляя об этом епархиальных архиереев. На Чел. викарную кафедру назначались лица, активно занимавшиеся М. д.: еп. Сильвестр (И. Л. Ольшевский), известный в России своими трудами о сектах штундистов; еп. Серафим (Д. А. Александров), бывший до хиротонии епархиальным миссионером. Большое внимание в Оренб. епархии в кон. 19 — нач. 20 вв. уделялось подготовке духовенства и мирян к ведению М. д. В крае действовали 3 миссионерские б-ки: епархиальная (в Оренбурге) и 2 окружные (в Уральске и Чел.); проводились спец. миссионерские курсы и съезды. Первый миссионерский съезд Оренб. епархии, на к-рый прибыли 16 уездных и окружных миссионеров, открылся 16 сент. 1911 в Оренбурге. Руководил его работой прот. Александров. На съезде в Чел. было принято решение провести осенью того же года миссионерские курсы для крестьян — «ревнителей православия». Они начали свою работу 24 окт. 1911. Сорок пять слушателей из Чел., Троицкого и Верхнеурал. уездов изучали старопечатные книги, необходимые для полемики со старообрядцами, слушали лекции прот. Александрова по истории церкви и раскола, участвовали в практич. занятиях. Представители духовенства Юж. Урала (еп. Сильвестр, Серафим, священники Демидов, Д. Ф. Неаполитанов и др.) участвовали и в общерос. миссионерских съездах — в Казани (1897), Одессе (1898), Ниж. Новгороде (1904), Иркутске (1910). Со 2-й пол. 19 в. в России начали выходить специализир. ж. «Миссионер» (1874— 79, Москва), «Миссионерское обозрение» (1896, Киев; 1899—1917, Петербург) и др. Большое внимание вопросам М. д. уделял гл. печатный орган Оренб. епархии — ж. «Оренбургские епархиальные ведомости». В 1916 в качестве приложения к нему (с № 5—6) стал выходить «Проповеднический листок» (ред.— викарный еп. Чел. Серафим). С 1913 при Святейшем Синоде начал действовать Миссионерский совет, координировавший М. д. в стране; до 1917 в России существовало Правосл. миссионерское об-во, учрежд. в 1870 (его Оренб. епархиальный к-т был образован 21 нояб. 1875). После падения царизма значение М. д. РПЦ, в т. ч. и на Южном Урале, должно было существенно возрасти. Съезд духовенства Оренб. епархии, прошедший летом 1917, выделил на финансирование М. д. значит. средства. Н. М. Чернавский писал в «Оренбургском церковно-общественном вестнике»: «Благодаря Демидову, а равно священникам А. Смелову и Д. Несмеянову, этим трем миссионерам, отпущены солидные деньги на обеспечение личного состава противосектантской миссии, как редко где в других епархиях». Но Советская власть взяла курс на искоренение всех религий. М. д. как «черносотенная пропаганда» фактически была запрещена. Священников, занимавшихся М. д., выявляли и арестовывали. Однако до сер. 1920-х гг. духовенство еще относило миссионерство к одному из важных направлений сво- ей деят-сти. Напр., в повестку дня Чел. епархиального съезда, проходившего 8 июня 1920, был включен вопрос об «организации епархиальной миссии и церковного благовестничества и руководстве пастырской практикой». Даже после раскола в РПЦ (см. Обновленческий раскол) власти непродолжит. время разрешали обновленцам проводить миссионерские меропр., призванные ослабить позиции сторонников патриарха Тихона. Лидеры обновленцев Антонин (А. А. Грановский) и А. И. Введенский проехали по стране, в т. ч. и по Юж. Уралу, с лекциями. В 1930-х гг. М. д. полностью прекратилась, т. к. почти все представители духовенства либо были расстреляны, либо находились в лагерях. В последующие годы, вплоть до перестройки 1980—90-х гг., религ. пропаганда в стране была запрещена, возможности вести М. д. у духовенства различных конфессий не было. Закрытость сов. об-ва защитила его от волны «нового религиозного сознания», захлестнувшей США и Зап. Европу в 1960—70-е гг. Появлявшиеся в СССР приверженцы новых, нетрадиционных вероучений, религ.-мистич. практик и т. п. были немногочисленны (в 1970-е гг. в стране начали свою деят-сть Междунар. общество сознания Кришны, Церковь сайентологии, Миссия Божеств. света и нек-рые др.) и фактически отсутствовали на Южном Урале. Принципиально ситуация изменилась во 2-й пол. 1980-х — нач. 1990-х гг., когда в условиях идеологич. вакуума и системного кризиса, вызванного разрушением коммунист. идеологии и распадом СССР, представители «нетрадиционных» религий и вероучений активизировали свою М. д. на терр. России, в т. ч. на Южном Урале. Получили развитие новые ее формы: радио- и телепередачи, «совместные медитации», «духовные школы», бесплатная раздача религ. лит-ры и т. п.