Немцы


Немцы (самоназвание Deutsche), народ, основное население Германии. Значит. группы Н. живут также в ряде стран Европы, в РФ, США, Канаде, странах Лат. Америки, в Австралии, Юж. Африке и др. Нац. яз.— нем., относится к зап.-герм. группе индоевропейских языков; сформировался на базе близкородств. плем. диалектов франков, алеманнов и баварцев; исторически делится на периоды: древневерхненем. (8—11 вв.), средневерхненем. (12— 13 вв.), ранненововерхненем. (14—16 вв.) и нововерхненем. (с 17 в.). В быту наряду с лит. яз. Н. пользуются диалектами. Нем. письменность существует с 8 в. на основе латинской графики. Общая числ. Н. 82,26 млн чел.; в РФ, по данным переписи 1989,— 840 тыс.; по данным 2002 — 597 100 чел.; в Челябинской обл., по данным переписи 1989,— 39 тыс., по данным 2002 — 28 тыс. Верующие Н. исповедуют протестантизм (гл. обр. лютеранство) и католицизм. В древности Н. поклонялись языч. богам, зачастую общим со скандинавами и др. соседними народами [Вотану (аналог скандинавского Одина), Бальдру, Донару (Тор), Тюру, Фрейру и др.], героям (Зигфриду); верили в существование троллей, эльфов, вервольфов (оборотней). Этнич. основу Н. составили сложившиеся к сер. 1 тыс. н. э. плем. союзы — франков, саксов, баваров, алеманнов, тюрингов и др. В 10 в. наметились тенденции к единству Н., появились термины teutoni, teutonicus («тевтоны»), свидетельствующие о зарождении нац. самосознания. В состав формировавшегося нем. народа вошла часть зап.-слав. и прибалтийских племен (пруссы и родств. им литовские племена), земли к-рых в 10—13 вв. были захвачены нем. феодалами. До 19 в. процесс нац. консолидации Н. тормозился феод. раздробленностью и экон. разобщенностью нем. земель. Формирование нем. нации в осн. завершилось после объединения Н. в 1871 под эгидой Пруссии. Индустриализация и урбанизация способствовали нивелировке населения в этногр. отношении. В России Н. появились в 15—16 вв., мн. прибывали по приглашению на службу. Первыми мигрантами были чиновники, военные, врачи, аптекари, торговцы. Рус. прозвище выходцев из Германии, преобладавших среди иностранцев в России,— «Н.» (производное от слова «немой», т. е. не говорящий по-русски) — закрепилось как назв. национальности. Первонач. Н. построили Нем. сл. на отвед. им месте (на берегу р. Яузы). Позднее иностранцам было разрешено селиться только там. Большой приток Н. (наряду с голландцами) пришелся на эпоху Петра I (17 в.), когда в Россию приглашались мастера корабельного дела и железоплавильного пр-ва. Манифестами имп. Екатерины II (1762, 1763, 1764) переселенцам гарантировались: свобода отправления религ. обрядов, освобождение от уплаты податей (на определ. время), отвод земель в достаточном кол-ве, освобождение от воен. службы, невмешательство чиновников во внутр. юрисдикцию. Водворение переселенцев на отвед. земли (местность между Доном и Волгой) производилось округами (площадью, достаточной для поселения до 1 тыс. семей); для одной семьи установлен размер надела (30 дес); каждой колонии отводились запасные земли («для будущих детей»). Обнарод. в Германии (через рос. посланников) законоположения о льготах и возможность получения компенсаций и ссуд («кормовых денег») привлекли большое число желающих переселиться в Россию. Первые партии колонистов осели на землях, позднее вошедших в Саратовскую и Самарскую губ.; в 1764—66 образовали 102 колонии. Часть колонистов поселилась на терр. С.-Петерб., Воронежской, Черниговской и Лифляндской губ. В 1770 прием переселенцев из-за границы был временно приостановлен. С 1782 иностранцев селили в Новорос. крае. Непосредств. заведование иностр. колониями было возложено на комиссаров, к-рые с 1766 подчинялись «Конторе канцелярии опекунства иностранных», находившейся в Саратове. Учрежд. в С.-Петербурге манифестом 1768 «Канцелярия опекунства иностранных» имела «власть и преимущества, равные против государственных коллегий», ежегодно получала 200 тыс. руб. на оказание помощи переселенцам. В 1782 «Канцелярия...» и «Контора...» были упразднены; управление колонистами, наравне с государственными крестьянами, было вверено «директорам домоводства». Особая «Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства», учрежд. при Сенате в 1797 для высшего заведования колониями, в 1802 была передана в МВД (упразднена при передаче колоний в ведение Мин-ва гос. имуществ). Для заведования поволжскими колониями в Саратове была восстановлена «Контора опекунства иностранных», ведавшая в числе пр. и всеми суд.-полицейскими и гражд. делами колонистов; аналогичные конторы учреждены на Ю. России (все конторы иностр. поселенцев упразднены в 1833). В 1804 появилось предписание допускать к поселению на рос. казенных землях исключительно хороших земледельцев, садоводов, скотоводов и «полезных в сельском быту» мастеровых (при наличии капитала или товара на сумму не менее 300 гульденов); число переселенцев ограничено 200 семьями в год. В 1810 А. А. Кнауфом были приглашены на Златоуст. завод первые нем. специалисты по выплавке и обработке стали для организации граверного пр-ва на стали (см. Немецкие мастера). В земледелии нем. переселенцы использовали удобрения, плуг, косу и дерев. молотилки; возделывали пшеницу, картофель, горчицу; занимались ткачеством и пр-вом х/б тканей, стр-вом ветряных, затем водяных мельниц. Все Н. были грамотными, т. к. стр-во деревень начиналось с церкви и школы. Селения обычно создавались и заселялись по конфессион. принципу. Н. старались не смешиваться с представителями др. конфессий; смешанные браки между лютеранами и католиками были редки. В городах, где жили представители разных наций, Н. также существовали обособленно, имея свои церкви. Во мн. городах России существовали нем. улицы, слободы и т. д. В 1811 Н. получили возможность учиться в рос. уч. заведениях. В 1871 спец. правилами колонисты получили назв. поселян-собственников; были приравнены к крестьянам в правах, определ. реформой 1861. С 1872 поселяне-собственники селились не на казенных, а на купл. ими землях. Внутр. управление колониями осуществляли сел. приказы, состоявшие из шульца и 2 бейзицеров. С 1883 колонии перешли в ведение Мин-ва гос. имуществ и подчинение местным управлениям гос. имуществ. В нач. 20 в. ученые-языковеды из Германии приезжали в Россию для изучения нем. диалектов в колониях, рассредоточ. по обширной терр.: в компактных поселениях, изолир. от внеш. влияний, Н. сохраняли свою культуру и яз. Второй поток нем. переселенцев на Урал был связан с агр. реформой П. А. Столыпина (кон. 19 — нач. 20 вв.) и переселенческим движением. В 1918 в Ниж. Поволжье, где 30% нас. составляли Н., была образована Труд. коммуна немцев Поволжья (адм.-территориальная единица; с 1924 АССР немцев Поволжья), что способствовало сохранению нем. нац. культуры и яз. После нападения фаш. Германии на СССР (1941) республика была ликвидирована, поволжские Н. (и из др. регионов) высланы в Сев. Казахстан, Киргизию, Сибирь и на Урал; при этом значит. возросла их числ. в Челябинской обл. В период Вел. Отеч. войны Н. в возрасте от 15 до 60 лет (мужчины и женщины) подлежали мобилизации в трудовую армию, работали преим. на предпр. черной металлургии в Чебаркуле, Магнитогорске, Чел., на угольных шахтах в Копейске, Коркино и Еманжелинске, находясь на положении заключенных. (См. также Трудмобилизованные немцы.) По окончании войны все нем. население находилось в ведении спец. комендатур, Н. были обязаны еженедельно отмечаться в органах МВД (до 1956). Из-за враждебного отношения, сформир. антинем. пропагандой, мн. Н. скрывали свое происхождение. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 29 авг. 1964 все репрессир. Н. были частично реабилитированы: были сняты обвинения в пособничестве фашистам, но не дано разрешение на возвращение Н. на родину, в зап. области, Поволжье. В сер. 1980-х гг., с началом перестройки, зародилось движение рос. Н. за полн. реабилитацию. В Чел. начало этому движению положили бывшие трудармейцы Металлург.района. По их инициативе был создан Нем. культ. центр (ныне рук. А. Я. Нахтигаль), затем орг-ции «Wiedergeburt» (предс. О. В. Зало; см. «Видергебурт») и Немецкий координационный центр (Зало). (См. также Немецкие культурные центры.) Живущие на территории Чел. обл. Н. стремятся к сохранению нац. духовных, культ., бытовых традиций. Даже в 1940—50-е гг. находившиеся в ссылке или спецпоселении Н. отмечали религ. и нар. праздники — Рождество, Масленицу, Пасху и др. Нем. Масленица (Fassenacht) связана с древним поверьем о том, что в этот день по земле бродят злые духи, проникают в дома; чтобы отпугивать их, чертили на воротах и домах кресты. В этот день заключались предпасхальные помолвки. Не успевшие вступить в брак или заключить помолвку должны были петь: «Ты снова пришел, праздник Фастнахт! А я, как и в прошлом году, остаюсь в одиночестве»; девушкам, не имевшим жениха, дарили кукол из теста. На Масленицу игрались шумные свадьбы. Троица у Н. сопровождалась игрищами, соревнованиями. Юноши ставили перед домами возлюбленных «Майское дерево» (его могла имитировать жердь с привяз. пучком веток), к-рое означало предложение заключить помолвку. Традиционная нем. кухня разнообразна. Распростран. блюдами праздничного застолья являлись печеные «креппли», штрудели и др.; к ним подавали ветчину и кофе. Рождественский и новогодний стол должен был состоять из печеного окорока, хвороста, пышек, разных пирогов (Riebelküchen, Krebbel, Pfannktichen), из к-рых лучшим считался Krumelkiichen (Zuckerküchen). В обед осн. являлось блюдо из свинины с картофелем; обязательно подавалась колбаса собств. приготовления. Обычными напитками были фруктовый кофе и кофе Prips (из прожар. пшеницы, ржи с добавлением дрожжей), «шницзуппе» (сладкий суп с клецками). В умеренных кол-вах пили водку, пиво, вино. Произносили короткие тосты («Zur Gesundheit! Wohl zu dienen! Gott segne esl Stehn guter Hand!»). 3a столом пели нар. песни. Перед трапезой и после нее обязательно читали короткую молитву. Значительный вклад в экон. и культ. развитие Юж. Урала, изучение края в разное время внесли ученые, инженеры, мастера нем. происхождения: А. А. Агте, Г. И. Борн, Вольферцы, Г. П. Гельмерсен, Э. К. Гофман, А. Ф. Гумбольдт, А. З. Кач, А. А. Кейзерлинг, Клодты, П.-С. Паллас, Н. В. Риль, И. П. Фальк, К. Г. Циммер, Шафы, Э. А. Эверсман и мн. др.