Административно-территориальное устройство Челябинской области


 

Административно-территориальное устройство Челябинской области, территориальная организация Челябинской обл., представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно-правовой основой функционирования органов гос. власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении гос. и общест. делами.

Административно-территориальное устройство Челябинской области определяется исторически сложившимся расселением населения, его числ., нац. особенностями, геогр. положением и размером терр., их экон. развитием, эффективностью организации различных форм публичной власти.

В соответствии с законом Чел. обл. «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» (окт. 2006) в Челябинской обл. существуют след. адм.-территориальные единицы: города с территориальным районом, города, районы, посёлки городского типа (рабочие поселки), сельсоветы.

В результате последних административно-территориальных преобразований Челябинской области в дек. 2004 в составе области 5 городов с территориальным районом — Аша, Карталы, Касли, Катав-Ивановен, Сатка;

25 городов — Бакал, Верхнеуралъск, Верхний Уфалей, Еманжелинск, Златоуст, Карабаш, Копейск, Коркино, Куса, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Нязепетровск, Озерск, Пласт, Сим, Снежинск, Трехгорный, Троицк, Усть-Катав, Чебаркуль, Челябинск, Южно-уральск, Юрюзань;

27 районов - Агаповский, Аргаяшский, Ашинский, Брединский, Варнен-ский, Верхнеуральский, Еманжелинский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кизильский, Коркинский, Красноармейский, Кунашакский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Пластовский, Саткинский, Сосновский, Троицкий, Увельский, Уйский, Чебаркулъский, Чесменский, 13 поселков гор. типа (рабочих поселков) — Бердяуш, Вишневогорск, Зауральский, Красногорский, Кропачево, Локомотивный, Магнитка, Межевой, Межозерный, Первомайский, Роза, Сулея, Южный;

247 сельсоветов — адм.-территориальных единиц, созданных для управления частью терр. района, имеющих в составе несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями.

Адм. ценнтром Челябинской области с момента ее образования (1934) является Челябинск.

Административно-териториальное устройство Чел. обл. предполагает не только адм.-территориальное деление, но и адм.-территориальный процесс — порядок преобразования адм.-территориальных единиц, изменение их границ и статуса; регистрацию вновь возникших насел. пунктов, установление и изменение их типов; рассмотрение предложений о наименовании новых и переименовании существующих; ведение перечня муниципальных образований, адм.-территориальных единиц Чел. обл. и насел. пунктов, входящих в их состав; определение адм. центров районов, городов с территориальным районом и сельсоветов.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Устава (Основного Закона) Челябинской области, органы гос. власти области решают самостоятельно вопросы административно-териториального устройство. Исключение составляют: порядок образования и упразднения, установление и изменение границ, определение статуса и наименование закрытых административно-территориальных образований, а также наименование и переименование насел. пунктов и адм.-территориальных единиц. Во всех иных случаях решения по вопросам Административного-территориального устройства принимаются законодат. (представит.) органом власти области (с 1994 — Челябинская областная дума; с 1996 — Законодательное собрание Челябинской обл.) с учетом мнения населения (опросы граждан), представительных органов местного самоуправления и губернатора Челябинской области.

Административно-территориальное устройство Челябинской области регулируется законодательством области.