Автомобильные перевозки. Делятся на грузовые и пассажирские.
Автомобильные перевозки грузовые. В 1909 в Челябинске появилось 2 первых автомобиля, принадлежавших частным лицам. В 1911 было создано «Уральское автомобильное товарищество», имевшее целью организацию А. п. в Чел. и междугородных перевозок по маршруту Челябинск— Троицк. Товарищество не выдержало конкуренции с традиционным видом транспорта — конными экипажами — и быстро прекратило существование. Тем не менее в 1913 Чел. дума приняла пост. «О порядке езды на велосипедах, мотоциклах и автомобилях по городу Челябинску». Реально конкурировать с гужевым транспортом автомобиль смог в нач. 1930-х гг., когда вступили в строй Моск. и Горьковский автомоб. з-ды. Более быстрыми темпами развитие автомоб. транспорта началось после Вел. Отеч. войны (к этому времени в Миассе было задействовано пр-во мощных автомобилей «Урал»). А. п. играют существ, роль в трансп. комплексе области, но общий объем грузов, перевез, автомоб. транспортом, почти в 3 раза меньше аналогичного показателя по ж.-д. транспорту (в сравнении: в 2005 по жел. дороге перевезено 53,7 млн т грузов, а объем А. п. грузовых составил 18,7 млн т). Это вызвано более высокой себестоимостью автомоб. грузоперевозок по сравнению с ж.-д. До начала рыночных преобразований в экономике страны в 1990-х гг. объемы грузов, перевозимых автомоб. транспортом, неуклонно росли. Так, если в 1960 автотранспортом области перевезено 160,5 млн т грузов, то к 1985 — 415,9 млн т. Совр. объемы перевозок более чем в 20 раз меньше объемов 1985. Эти выводы следуют из анализа данных офиц. статистики последних лет (табл. 1).
Годы | 1960 | 1970 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 |
Перевезено грузов, млн т | 160,5 | 241,1 | 412,5 | 415,9 | 190,2 | 40,6 | 10,1 | 18,7 |
Осн. объем автомоб. грузоперевозок приходится на внутригор. маршруты. Этот факт отражает такой показатель трансп. работы, как ср. дальность перевозки 1 т грузов. Для Чел. обл. на протяжении последних 30 лет он составлял 10-12 км. Подвижной состав отрасли претерпевает существ, изменения в 1990-х гг. В 1990 в области имелось 49722 грузовых автомобиля, в 1995 — 62045, в 2000 — 62796, в 2005 — 73806 (в т. ч. в собственности граждан — 55128 машин). В связи с ростом кол-ва автомобилей увеличиваются объемы выбрасываемых в атмосферу загрязнений, среди к-рых наибольшую опасность представляет свинец, содержащийся в этилир. бензине.
Города и районы области по наличию единиц грузовой автомоб. техники заметно отличаются друг от друга. Если в Карабаше в 2005 насчитывалось 237 ед., то в Чел.— 22089 машин (разница в 93,2 раза при отличии числ. населения в 70 раз). Среди адм. районов наибольшее кол-во единиц техники имелось в Соснов. (1941 машина), наименьшее — в Нязепетров. (499) р-нах. По грузообороту на автомоб. транспорте (млн т/км) в области лидируют Чел. (450,6), Магнитогорск (306,3) и Сатка (150,2). Наименьший грузооборот в 2000 зафиксирован в Усть-Катаве (5,8). Среди адм. р-нов лидировали Еткул. (50,9), Нагайбак. (37,1) и Бред. (36,7). Наименьший грузооборот отмечен в Кунашак. районе (0,8). Уровень обслуживания терр. автомоб. транспортом — важный социально-экон. показатель, свидетельствующий об общем уровне хоз. развития, интенсивности экон. процессов.
Автомобильные перевозки пассажирские играют ведущую роль во внутриобл. пассажи-роперевозках. Общее кол-во пассажиров, перевез, в 2000 на автомоб. транспорте (автобусах), в 15 раз превысило аналогичный показатель ж.-д. транспорта. Это связано с существенно большей свободой передвижения автомоб. транспорта и лучшей обеспеченностью терр. области автомоб. дорогами в сравнении с ж.-д. сетью. В последние 50 лет объемы автомоб. пассажироперевозок в области неуклонно росли (до 1990), и даже рыночные преобразования последних лет, отрицательно сказавшиеся на состоянии экономики области в целом, мало повлияли на конечные результаты работы этой отрасли (табл. 2).
Годы | 1960 | 1970 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 |
Перевезено пассажиров, млн чел. | 2,2 | 149 | 343,2 | 458,8 | 567,0 | 521,4 | 564,5 | 293,2 |
Положительная динамика в работе отрасли связана с общим ростом (до 1992) числ. населения и повышением его подвижности, а также с развитием автомоб. пассажироперевозок в пригородных и, в меньшей степ., периферийных районах. Наметилась тенденция роста ср. дальности автомоб. перевозок. В 1970 она составляла 7,4 км, в 2002 приблизилась к 12 км. Косвенно это свидетельствует о продолжающейся концентрации населения региона в крупных городах и пригородных зонах, обусловливающей рост производимой трансп. работы в них. В последние годы наблюдается обновление подвижного состава отрасли. В 1990 в области насчитывалось 3018 автобусов общего пользования, в 2005 — 2272. Кол-во единиц таксомоторного транспорта офиц. статистика не отражает. Ввиду изношенности подвижного состава и необходимости профилактич. и рем. работ коэффициент использования имеющегося автобусного парка находится на уровне 60—70%. Пас. автоперевозки подразделяются на внутригор., пригородные, междугородные и меясдунар. (с соседними областями Республики Казахстан). В 2005 в области функционировали: 280 пригородных маршрутов, 100 — междугородных, 1 — междунар. Внутригор. автобусное сообщение имеется в 29 из 60 городов и поселков гор. типа. Ряд функционирующих маршрутов является убыточным. По итогам 2005 в перевозках пассажиров (млн чел. в год) в области лидировали Чел. (103,1), Магнитогорск (32,9), Златоуст (30,3), Копейск (15,9), Сатка (13,5) и Троицк (4,2). В остальных городах области автомоб. пассажироперевозки не превышали 9 млн чел. в год. Среди адм. районов лидировали Аргаяш. (2,4), Кусин. (0,9), Варн. (0,6), Кунашак. (0,6). В сел. местности повсеместно идет процесс «свертывания» работы пас. автотранспорта.