Златоустовская гравюра на стали


Златоустовская гравюра на стали: технология художеств, обработки металлич. поверхности, возникшая как иск-во украшения холодного оружия на Златоустовской оружейной фабрике; изделия, получ. в результате применения этой технологии. От офорта заимствована операция обработки поверхности к-той, от резцовой гравюры — процарапывание рис. по лаку стальной иглой. Рис. м. б. получен фотогр. путем и затем обращен в клише, пригодное для печатания. Златоуст, художниками-граверами используются кисть для нанесения лака на металлич. поверхность рис., тонкая стальная игла — для работы по лаку, штихель или резец — для выполнения т. н. подрезки (к-рая служит для выделения контура рис., придания большей выразительности орнаменту). В 3. г. применяются серебрение, никелирование (гладко полиров., шлифов, сталь), золочение (гладко шлифов, медь или латунь), а также воронение или синение, когда в зависимости от замысла автора тот или иной фрагмент убранства стального изделия (клинок, панно) подвергается нагреванию до определ. темп-ры, т. н. цвета побежалости. Как дополнит. художеств, элемент используется травленый, матовый фон (латунь, никель). На начальном этапе златоуст, художеств, оружие было результатом сотворчества металлурга-инженера, коваля, мастера-оружейника, ху-дожника-гравера, скульптора, резчика по дереву и кости, мастера камнеобработки, ювелира-огранщика. Появление гравирования на стали в Златоусте было предопределено ист. развитием Златоуст, з-да, на к-ром к кон. 18 в. была создана металлург, и металлообр. база. Владелец завода А. А. Кнауф привлек на Златоуст, оружейную ф-ку выходцев из Зап. Европы. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков были немецкие мастера худ.-оружейники Шафы} применявшие традиционную технику нанесения рис. на клинок: покрыв предварительно всю поверхность стального клинка лаком, процарапывали стальной иглой рис., к-рый заполнялся смесью ртути и золота (в результате чего образовывались необычные оттенки амальгамы). В качестве сюжетов использовались узоры античного орнамента. Шафы, до 1818 являвшиеся единств, мастерами вытравки и позолоты клинков на фабрике, обучили иск-ву гравюры на металле рус. оружейников, помогли наладить пр-во украш. холодного оружия. Складывался отличный от утвердившегося в Европе т. н. златоуст, стиль. В 1816 первая партия новой продукции была отправлена в С.-Петербург, где получила высочайшее одобрение. Рус. мастера — И. Н. Бушуев, П. А. Тележников (см. Тележниковы), Е. Н. Бушуев (см. Бушуевы), И. П. Бояршинов (см. Бояршиновы) и др.— усовершенствовали способ выполнения рис., впервые применив кисть для нанесения на металлич. (стальную) поверхность рис. лака. Основоположником традиций златоуст, школы авторского украш. холодного оружия и традиций техники художеств, убранства металла явился И. Н. Бушуев, усложнивший технолог, процесс, использовав в нем неизв.

немцам приемы обработки и украшения металла: просечку, гранение, чеканку, полировку. Рис. Бушуева отличался рельефностью и более тонкой проработкой. В художеств, стилистике его произв. органично сочетались приемы рококо и классицизма. Батальные сцены, посв. героич. событиям Отеч. войны 1812, впервые обогатили 3. г. нац.-патриотич. содержанием. От привычных орнамент, узоров Бушуев перешел к развернутым сюжетным композициям, в убранство клинка ввел античный декор. Прибегал к аллегориям, изображая греч. богов или мифологич. героев, воспевая геройство и мужество рус. воинов, славу рус. оружия (шпажный клинок 1823; кортик охотничий произвольного образца 1820-х гг.; клинок офицерской шашки произвольного образца 1820-х гг.; сабля офицерская 1824). Бушуев первым из мастеров 3. г. использовал сюжет, повествующий об осн. моментах изготовления оружия,— от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов (парадная сабля 1824, преподнес, англ. полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург). Бояршинов, как и Бушуев, обратился к производств. теме (клинок сабли офицерской 1834). Используя традиционную технику травления и золочения «через огонь», освоил новейшие приемы обработки стальной поверхности (синение и воронение). В художеств, оформлении холодного оружия появились жанровые сюжеты — изображения охотничьих сцен, местной флоры и фауны. В 1820—30-е гг. при изготовлении клинков создавались сложные сюжетные композиции на мифологич. и батальные темы. Лучшая работа первых златоуст, мастеров — стальной комплект <*Древнее вооружение*>, в к-ром сочетаются все способы техники 3. г., впервые были применены просечные и ограночные работы. В сер. 19 в. отсутствие гос. заказов привело к уходу с фабрики мн. по-томств. мастеров. Был налажен выпуск бытовых предметов: подносов, ларцов, подсвечников, столовых приборов и др. После отъезда П. П. Аносова (1847) цех украш. оружия по распоряжению петерб. начальства был временно закрыт, художники переведены на рисовку и выпуск надписей на штатном оружии. В год украшалось 40—50 клинков. Во 2-й пол. 19 в. в связи с расцветом рус. реалистич. иск-ва в орнамент, украшение клинков художники ввели реалистич. изображение отеч. флоры. Превалировало иск-во орнаментации. Возродились сюжетные изображения на клинках. Оружие украшалось стилиз. растит, орнаментом, выполн. в различной технике (вытравкой, золочением, просечкой, насечкой золотом и серебром). В кон. 1860-х гг., в связи с проводившимися в России реформами, началось возрождение 3. г. В значит, степ, подъему пр-ва способствовала адм. деят-сть нового управителя завода П. М. Обухова. Фабрика вновь стала получать многочисл. заказы на украшение холодного оружия. Ассортимент изделий расширился за счет изготовления бытовых предметов — столовых приборов, портсигаров, спичечниц, топориков, сувениров, имевших массовый рыночный спрос. Мастера нового поколения (М. Петухов, Н. Серовиков, А. П. Агарков, А. Ларионов, М. Л. Мешалкин) восстановили мн. профес. приемы, обогатив их совр. техникой гальванопластики и золочения «через огонь». На рубеже 19—20 вв. традиции 3. г. были продолжены Я. Д. Варламовым, Г. Л. Зайцевым, В. А. Киселёвым, И. Д. Клюевым, А. И. Королевым, В. Н. Костроминым, С. К. Недорезковым. В нач. 20 в. под влиянием модернистского направления в орнаменте стали преобладать бытовые, реалистич. элементы; рукояти клинков приобрели черты вычурности. Златоуст, художники стали применять т. н. стили (при использовании неск. элементов составлялся узор, к-рый должен был вместить все многообразие орнамента к.-л. народа) — тур., рус., франц. Поиски новых форм украшения бытовых предметов шли параллельно с поисками нового содержания изделий, рассчит. на широкий круг потребителей различных слоев населения. Оружейная ф-ка выпускала столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. В 1919 возродилось пр-во клинков. Украш. орнаментом, надписями и миниатюрами, они преподносились бойцам Красной Армии как именное оружие (наградная шашка с надписью «От Златоустовского Горсовета в 7-ю годовщину РККА: Бойцу РККА тов. Лобаеву Н. За участие в непрерывных боях гражданской войны», 1925). (См. также Наградное и памятное оружие.) В 1920—30-е гг. украшались преим. декоративные топорики, ножи для бумаги, столовые приборы, именное подарочное оружие. На характер украшения изделий наложили значит, отпечаток идеологич. приоритеты Сов. гос-ва. Орнамент был заменен пейзажами (в т. ч. индустр.), портретами вождей. Появились настольные и настенные пластины. Первым ввел в 3. г. сов. тематику Д. Е. Яковлев (значок Всерос. союза рабочих металлистов, 1923). В качестве почет. наград лучшим рабочим вручались украш. топорики, на к-рые наносились виды урал. природы, панорама Златоуст. з-да, портрет В. И. Ленина. В 1930—80-е гг. златоуст, художники-граверы адаптировали технологию к новым формам, создав целое направление в Златоуст, школе художеств, металла — художеств, панно. Постепенно прекратилось пр-во большинства художеств, изделий по старым образцам. С сер. 1930-х гг. художеств. отделение завода (быв. оружейная ф-ка) перешло на выпуск стальных пластин, имевших примитивно выгравир. пейзажи или копии с популярных картин рус. художников. В ассортимент изделий были включены фоторамки, вешалки. В период развития «сурового» стиля началось пр-во т. н. предметов ширпотреба. Новые технолог, приемы (напр., никелевые полутона А. И. Боронникова) могли значит, расширить изобразит, средства гравюры, однако не дополнили арсенал художеств, средств и технолог, приемов, а подменили его. Появился термин «живопись на металле». 3. г. утрачивала графичность, ясность и четкость штриха. В годы Вел. Отеч. войны шашки, кинжалы, кортики преподносились как награда сов. полководцам (клинок подарочной шашки «Сталинградская битва» Боронникова, 1943). В посылках на фронт бойцам-заводчанам отправлялись портсигары, изго-товл. из златоуст, стали и украш. травленым рис. В послевоен. годы пр-во и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновились. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорировались худ.-граверами Боронниковым, М. Крысиным, Н. Ф. Морозовым. В 1950-е гг. Г. М. Берсенёв, Л. Валиев, Г. Драгун, А. Кузьмичев, В. Ф. Тарынин и др. поддержали старейших худ.-граверов Морозова и И. И. Бахарева, выступивших за возрождение орнамент, иск-ва украшения прикладных вещей. Наиб, интересные изделия этого периода — 2 памятных меча, выполн. Берсеневым в 1958 к Между нар. выставке в Пловдиве (Болгария); гл. темой сюжетов автор определил братскую дружбу рус. и болгарского народов. Художники-граверы стремились к поиску новых форм бытовых вещей и формированию художеств. стиля, отличного от «сурового». В ассортименте цеха появились шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям соцсоревнований. Как и в 1930-е гг., создавались большие панно. С введением эталонных образцов и плана на товары нар. потребления (1964) произошло разделение художников на создающих новые образцы и тиражирующих. В 1970— 80-е гг. выпуск изделий условно шел по 4 направлениям: украшение наградного и юбилейного оружия; украшение бытовых предметов; изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значит, дат и событий в жизни Сов. гос-ва; пром. изготовление пластин. В 1971 впервые была применена шелкография, что позволило увеличить выпуск панно. О. В. Аверкин, А. Л. Богачёв, Н. В. Лохтачева (см. Лох-тачёвы), Ю. Б. Рябков, П. Спирченков, А. Шу-ков и др. разрабатывали новые эскизы, предлагали форму блюда, заполняя поле орнаментом на мотивы рус. зимы, урал. природы, времен года и др. Созданы образцы авторского украш. охотничьего оружия (нож «Диана»; Богачев, Берсенев). С кон. 20 в. применяются преим. 2 цвета — белый (никель, серебро) и желтый (латунь, золото). При работе с цветным металлом художники используют штихель или резец для выполнения операции подрезки по контуру орнамента либо сюжетной композиции (с целью придания дополнит, объема и эмоцион. насыщенности). До 1990 пр-во изделий, украш. в технике 3. г., развивалось только на заводе. В нач. 1990-х гг. творч. коллектив граверного цеха распался. Почти одноврем. были созданы 3 самостоят. предпр.: «ЛиК», «Практика» и «Формула ЛТД». В нач. 21 в. традиции 3. г. продолжили более 30 мастерских по украшению металла («Аир», «Арт-грани», «Златко», «Литера», «Скат», «Грифон», «Урал-холдинг», «БулатКХО» и др.). Среди произв., созданных за последнее 10-летие 20 в., наиб, значит, являются Щит и Меч Победы («ЛиК», 1995), мечи Памяти и Благодарности народам стран — участниц антигитлеровской коалиции («ЛиК», 1995), Дарохранительница («ЛиК», 1997—2000), памятные мечи «Иван Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» («Практика», 1999) и др. Основное направление творч. деят-сти предпр.— изготовление авторского украш. холодного оружия, посуды и предметов сервировки стола, сувениров, настенных панно, церк. утвари и богослужебных предметов. Осн. темы изображений: урал. пейзаж, сцены охоты, анималистич. сюжеты, история 3. г., ист. и батальные сцены, геральдика, 850-летие Москвы, 300-летие Рос. флота, 300-летие С.-Петербурга, православие, нац. культура народов России и мира. Приоритет отдается холодному украш. оружию, в т. ч. из булата. Начиная с первой публичной выставки рос. изделий в С.-Петербурге (1829, мастера 3. г. и их изделия участвуют в отеч. и заруб, (с 1851) междунар. оружейных, художеств., ювелирных и др. специализир. выставках. Лучшие работы златоустовцев экспонировались в Лондоне (1851, бронз, мед.; 1862, се-ребр. мед.), Париже (1867, 1878, 1900, золотая мед.), Вене (1873, серебряная мед.), Москве (1882, золотая мед.), Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893, бронз, мед.), Ниж. Новгороде (1896, золотая мед.), Стокгольме (1897, золотая мед.), Омске (1911, золотая мед.). Совместное участие всех художеств. мастерских Златоуста в выставках становится традицией. Кроме ежегодных гор., посв. основанию Златоуста, при участии и поддержке Музея артиллерии С.-Петербурга в 1999 прошла первая «выездная» выставка «Златоуст — город мастеров», в 2003 — вторая «Современный художественный металл Златоуста».