Златоустовское автотранспортное предприятие, с 1997 ООО «Автотранспортное предприятие», организация, специализирующаяся на перевозке грузов и пассажиров. История трансп. перевозок в Златоусте началась на рубеже 1920—30-х гг., с первых кооп. артелей коновозчиков, работу к-рых курировал гор. Совет. В1927 извозом занимались 37 чел. На перевозках было задействовано 30 лошадей. В янв. 1928 принято решение о создании конной артели «Извоз», к-рая к осени была преобразована в трансп.-труд. кооп. т-во коновозчиков и грузчиков. Все гужевые перевозки ст. Златоуст при Самаро-Златоуст, ж. д. были предоставлены этой орг-ции, обслуживавшей торг.-пром. и строит, базы города. Одними из первых рук. «Извоза» были П. Д. Добротин, М. И. Кирюхин. В 1928 организовано пас. сообщение между центром города и ж.-д. вокзалом: по маршруту курсировал дилижанс; в мае в городе учрежден окружной отдел об-ва «Автодор»; в нояб. приобретен 12-местный автомобиль «Фиат». По состоянию на 4 сент. 1929 автомоб. парк Златоуст, округа насчитывал 5 грузовиков, 1 полугрузовик, 2 легковые машины, 5 мотоциклов и 1 автобус, приспособл. для перевозки 12 пассажиров или 1,5 т груза. Планом развития предпр. предполагалось увеличение автопарка во 2-й пятилетке до 20 автобусов, 100 грузовиков АМО-3 и «Фордзон — Путило-вец», ок. 40 машин марки «Форд-фаэтон» для таксомоторного парка. В 1935 на базе артели
«Извоз» создано Златоуст, отделение Чел. обл. Автогужтреста, располагавшее 50 лошадьми и 3 автомобилями (первый управляющий В. П. Вахрушев). После Вел. Отеч. войны Авто-гужтрест реорганизован в трансп. предпр. «Авто-транс»; в Златоусте организована автотрансп. контора (АТК; рук. В. И. Васюков). В нач. 1950-х гг. на балансе АТК находилось 40 грузовиков, 6 новых автобусов ГАЗ-2А и ЗиС-5, 4 новых автобуса ПАЗ и 2 маршрутных такси «Победа». В 1958 открыт первый междугородный маршрут до Миасса; из состава АТК выделено автотрансп. х-во (АТХ), занимавшееся грузовыми перевозками. С 1963 началось регулярное движение автобусов до Чебаркуля и Чел. В нач. 1960-х гг. автопарк предпр. насчитывал более 150 грузовиков, 40 автобусов, 30 такси. В 1968 АТК и АТХ были вновь объединены в АТП. В 1970-х гг. заказчиками автотрансп. услуг выступали 35 предпр. города; перевозки осуществлялись с помощью 420 автомобилей. С 1 мая 1977 по 1 мая 1978 автомобилями АТП перевезено 2 млн 827 тыс. чел. Пассажироперевозками было занято 76 автобусов и 70 такси. С 1958 до кон. 1980 предпр. подверглось неск. реорганизациям, неоднократно менялись рук. С 1985 началась коренная рек-ция 3. а. п., осуществлялось масштабное стр-во производств, и жил. объектов. В 1992 предпр. реорганизовано в ТОО «Автотранспортное предприятие». Была заменена автомоб. техника, рем. мастерские оснащены совр. оборудованием; грузовой транспорт осуществлял перевозки при рек-ции гор. плотины. С 1997 АТП в статусе ООО. В 2007 на балансе 3. а. п. находились адм.-бытовой комплекс с пищеблоком и здравпунктом (физиотера-певтич., стоматологич., массажный и процедурный кабинеты), диспетчерская, автошкола, газовая котельная, 5 теплых стоянок, 4 рем. мастерские, АЗС, станция техн. обслуживания легковых автомобилей, сварочный цех, 2 мойки, цех изготовления шлакоблоков, ОКС и плотницкая мастерская, 3 складских помещения. Общая площадь АТП 156 400 м2 технолог, и подъемным оборудованием занято 3427 м2. В 2007 в автобусном парке насчитывалось 152 машины (в т. ч. польские Jelcz, нем. MAN, MUDAN), из них 40 — автобусы малой вместимости и по-выш. комфортности. Предпр. обслуживало 13 гор. маршрутов, 4 пригородных и 6 междугородных. Грузовой транспорт (156 автомобилей) работал по 2 осн. направлениям: междугородные перевозки (по всей России); перевозки грузов самосвалами, осуществляемые в разные регионы и области для обслуживания строит, объектов (100 автомашин марок КамАЗ и МАЗ). Всего в грузовом парке насчитывалось 266 машин (2007). В числе партнеров 3. а. п. крупное башк. предпр. «Полиэф». АТП развивает собств. социальную сферу: в 1986— 2007 построено 6 десятиэтажных и 4 пятиэтажных жилых дома. В 1997 коллектив предпр. удостоен приза «Золотой орел» междунар. ассоциации «Golden eagle». 3. а. п. возглавляли П. П. Клишин (1968—72), А. И. Нуждин (1972—75), Г. X. Фаткулин (1975—80), А. И. Пригородов (1980—84), П. С. Мигашкин (1985— 2001), Н. Г. Михин (2001-2002), Д. П. Мигашкин (2002—04), В. М. Рахматулин (2004— 2005), Д. Р. Смирнов (2005-06). С 2006 дир.