«Золотой урал», пивовар. компания (Чел.), ОАО. Осн. в 2001 на базе ОАО «Челя-бинскпиво», ставшего в 1996 юрид. правопреемником ОАО «Челпике». История предпр. связана с решением Сов. Мин. СССР (1948) построить в Чел. завод по выпуску пива и безалкогольных напитков (газир. вода, квас).Однако стр-во было начато только в 1969. В 1970 произведена первая тонна ячменного солода; в 1971 выдана первая варка пива «Бархатное» в кол-ве 980 дал. В 1970-е гг. предпр. активно развивалось: в 1973 заводом произведено ,569 тыс. дал за 1 мес; в Миассе построен цех безалкогольных напитков (1975); освоена год. проектная мощность по выпуску солода — 12,5 тыс. т (1976), пива — 6840 тыс. дал (1977). В 1970—90-х гг. осн. продукцией Чел. пивовар. завода являлось пиво «Жигулевское», но изготавливались также сорта «Московское», «Оригинальное», «Рижское», «Российское», «Славянское», «Юбилейное», «Ячменный колос». В1985 предпр. освоило выпуск слабоалкогольного напитка «Солодок» и газир. напитков «Грушевый», «Дюшес», «Славянка», «Тархун», «Южанка», «Яблоко». В нач. 1990-х гг. ассортимент продукции пополнился серией ароматных напитков Fancy («Апельсин», «Малина», «Мара-куйя»). В 1980-х гг. сформировалось Чел. пивное объединение, в к-рое вошло 9 предпр., в т. ч. Чел. пивовар, з-д. В 1994 завод приватизирован и преобразован в ОАО «Челпике». Проводившиеся на предпр. в теч. 1990-х гг. преобразования не дали целостного положит, результата: в 1998 было выпущено всего 6,7 млн дал пива, что составляет 66% проектной мощности завода. В 1998 выбран стратегич. инвестор — скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding (ВВН), к-рый в нач. 2000-х гг. занял более 33% рос. рынка пива (владелец марок пива «Балтика», «Ярпиво», «Невское»; 11 заводов на терр. стран СНГ и Балтии). В том же году пущены 3 линии по пр-ву пива в кегах; проведена рек-ция углекислотного отделения. С 1999 ВВН принадлежат 75% акций предпр. В 1999— 2003 на предпр. проведена ген. рек-ция пр-ва, увеличившая производств, мощность завода с 6 млн до 20 млн дал; было установлено новейшее технолог, оборудование европ. фирм. В 1999 пущена в эксплуатацию котельная. Система водоподготовки «3. У.» разработана на базе оборудования фирмы Water (Швеция) и представляет собой многоступенчатую очистку воды, включая фильтрацию и обеззараживание. Производительность варочного цеха, оснащ. совр. оборудованием фирмы Steinecker (Германия), составляет 11 варок по 8 тыс. дал в сутки. Процессы брожения и дображивания пива происходят в 42 металлич. цилиндро-ко-нич. цистернах объемом 300 м3. Цех розлива оснащен линиями розлива в 0,5-л стекл., 1,5-л полиэтиленовые бутылки и кеги (мощностью 50 тыс., 20 тыс. бутылок и 180 кег в час соответственно) . На заводе пущена крупнейшая на Урале баночная линия (51 тыс. банок в час). Пивовар, пр-во предпр. включает лабораторию, отделение многократной фильтрационной очистки, комплексные системы автома-тич. мойки всего технолог, оборудования, систему компьютерного контроля большинства производств, циклов. «3. У.» выпускает марки пива: «Золотой Урал», «Уральский мастер»,
«Челябинское». В регион, структуру продаж входят представительства в 8 крупнейших городах Урал, региона: Екатеринбурге, Ижевске, Кургане, Омске, Оренбурге, Перми, Тюмени, Уфе. По итогам 2003, реализовав 12 700 тыс. дал пива, «3. У.» занимает 11,6% пивного рынка Урала и 1,7% России. Предпр. также перерабатывает с.-х. продукцию и изготавливает ячменный солод. В 2003 «3. У.» вошел в число 10 ведущих пивовар, заводов России и СНГ. В 1995—2002 предпр. возглавлял А. И. Мен-Жулин, с 2002 ген. дир.— Ю. Г. Вертопрахов.