Исполнительная власть


Исполнительная власть, одна из 3 самостоят. ветвей гос. власти. Осуществляет организационно-управленч., ис­полнит.-распорядит. деят-сть усилиями опре- дел. органов гос-ва и должностных лиц. В пре­делах терр. Челябинской области. И. в. пред­ставлена гос. учреждениями, обладающими относит, самостоятельностью, структурной ор­ганизацией и надел, гос.-властными полномо­чиями. На муниципальном уровне И. в. реали­зуется главами администраций и подчин. им аппаратом (в структуру гос. власти они не вхо­дят). Систему И. в. в области возглавляет гу­бернатор Челябинской области, являющийся высшим должностным лицом области. Он же в соответствии со ст. 48, 49 и 50 Устава (Основ­ного Закона) Челябинской области формирует и возглавляет Правительство Челябинской об­ласти — высший постоянно действующий ис­полнит. орган гос. власти Чел. обл.; принимает решение о создании органов И. в. области, утверждает положения; устанавливает штаты в пределах утвержд. расходов в обл. бюджете, назначает и смещает рук., применяет меры по­ощрения и привлекает к дисциплинарной от­ветственности назначаемых им должностных лиц; утверждает состав коллегий при рук. ор­ганов И. в. области. К исполнит, органам гос. власти Чел. обл. относятся также обл. и терри­ториальные федеральные органы. В число от­раслевых и межотраслевых органов И. в. об­ласти входят мин-ва, гл. управления, гос. к-ты и иные органы, находящиеся в ведении соот­ветствующих зам. губернатора Челябинской обл., за ис­ключением тех, рук-во к-рыми осуществляет губернатор (Министерство финансов’, Мини­стерство по радиационной и экологической без­опасности; Постоянное представительство Челябинской области при Правительстве Рос­сийской Федерации). По пост, губернатора Челябинской обл. № 266 от 17 июня 2004 вместо 33 суще­ствовавших гл. управлений и к-тов создано 10 мин-в, 3 гл. управления и 5 гос. к-тов. В пе­речень органов И. в. Чел. обл. включены: Ми­нистерство здравоохранения; Министерство культуры; Министерство образования и науки; Министерство промышленности и природных ресурсов; Министерство сельского хозяйства; Министерство социальных отношений; Ми­нистерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства; Министерство эконо­мического развития; Гл. управление по взаимо­действию с правоохранительными и военными органами; Гл. управление по делам печати и массовых коммуникаций; Гл. управление по физической культуре, спорту и туризму; Гос. к-т «Единый тарифный орган Челябинской области»; Гос. комитет мобилизационной ра­боты; Гос. комитет по делам архивов; Гос. ко­митет по делам записей актов гражданского состояния; Гос. к-т по обеспечению деят-сти аппарата мировых судей. Органы И. в. являют­ся составной частью администрации области и в решении вопросов, находящихся в исклю­чит. ведении РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным мин-вам и ведомствам, образуя властную исполнит, вертикаль. В период, пред­шествовавший провозглашению Конституции РФ 1993, органы гос. управления находились в прямой зависимости от представит, органов гос. власти. Ведущие звенья этих органов об­разовывались и упразднялись представит, ор­ганом, были подотчетны и подконтрольны его аппарату. Конституция РФ существенно осла­била организационно-распорядит. влияние представит, власти на органы И. в. Осн. сред­ством воздействия этих органов на функцио­нирование И. в. стало издание правовых актов в пределах предоставл. компетенции. Более того, органы И. в. получили возможность влиять на правотворч. деят-сть представит, органов (право законодательной инициати­вы, предоставл. губернатору право подписания и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов и т. д.). Полномочия органов И. в., включая высшее должностное лицо, определяются Конституцией РФ и Уставом Чел. обл. Органы И. в. решают вопросы со- циально-экон. жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его, управляют и рас­поряжаются гос. собственностью области; обеспечивают на ее терр. экон., социальную и культ, политику; организуют выполнение соответствующих программ развития, прини­мают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и т. д. Внутр. струк­тура органа И. в. включает в себя: рук., кол­легиальный орган (коллегию, совет) и аппа­рат. Коллегии вырабатывают проекты реше­ний по наиб, важным вопросам, отнес, к их компетенции (носят рекомендат. характер, но обязательны к исполнению после подпи­сания рук.). Территориальные федеральные мин-ва и ведомства (Федеральное казначей­ство Минфина РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба гос. статистики, Федеральная служба безопасности РФ, Фе­деральная антимонопольная служба и др.) представляют соответственно федеральные структуры в их отношениях с органами И. в. Чел. обл. По мере необходимости при гу­бернатор е создаются различные координаци­онные, консультативные совещат. органы (постоянное совещание глав администраций городов и районов, Комиссия по вопросам помилования, Совет безопасности при губер­наторе Челябинской области и др. комиссии, советы, экспертно-консультативные форми­рования).