Арии (англ. Aryans), арья, самоназвание одной из групп индоевропейцев, предков индийцев и иранцев. Большинством лингвистов значение слова арии определяется как «благородные», «свободные». Анализ индийского и иранского яз. свидетельствует об их происхождении из одного источника. Сходства в религии и культуре, образе жизни и социальной истории, к-рые отразились позднее в письм. источниках, восходят к общеарийскому периоду — «арийскому единству». А. являются создателями «Ригведы» и «Авесты» — древнейших шедевров мир. лит-ры. Существуют различные точки зрения на первонач. место сложения арийских племен и пути их расселения с терр. предков. По версии И. М. Дьяконова, Т. Барроу и др., до появления в Индии индоиранцы занимали области Средней Азии по басс. Амударьи и Сырдарьи до Арала и Каспия. В соответствии с гипотезой Т. В. Гамкре-лидзе, В. В. Иванова, терр. первонач. прародины индоевропейцев совпадала с терр. вост. Анатолии, Сев. Месопотамии и Юж. Кавказа (5—6 тыс. до н. э.), откуда индоиранские племена в 1-й пол. 3 тыс. проникли на С. Ирана. Первые волны индоариев продвигались в сев.-зап. Индию через Афганистан. По «степной» теории (Е. Е. Кузьмина, Н. Я. Мерперт, К. Ф. Смирнов), общим исходным (хотя и вторичным) ареалом древнеевроп. яз. являются район Сев. Причерноморья и поволжские степи до Урала. На В. этой терр. произошло обособление индоиранской диалектной общности. Картины х-ва и быта индоиранцев степного экол. и культ, ландшафта, реконструируемые по археол. и лингвистич. данным, совпадают. Индоиранцы общеарийского периода были скотоводами степного типа, у к-рых земледельч. х-во имело характер подсобного. По данным ведийских источников, А. изготавливали глиняную посуду вручную (до времени прихода в Индию). Этот факт вступает в противоречие с предположением о родине индоиранцев на Ю. Ср. Азии, где преобладает посуда, сдел. на гончарном круге профес. ремесленниками. Первостеп. значение при решении проблемы общей прародины индоариев и ираноариев имеют данные о конной боевой колеснице. По данным археологии, изобразит, мат-лу и письм. источникам, она появилась на рубеже 3—2 тыс. до н. э. К 1-й пол. 2 тыс. отнесено время распада индоиранской общности. При определении терр., где располагалось индоиранское ист.-культ. и языковое единство, важное значение имеют мат-лы, свидетельствующие о многочисл. взаимозаимствованиях арийских и финно-угорских языков, а также данные о связях с др. индоевроп. яз. (В. И. Абаев). Наиб, детальное освещение проблемы степной прародины индоиранцев связано с именем Э. А. Грантовского, к-рый пришел к выводу, что прародиной арийских племен следует считать сев. евразийские степи. Открытие Синташты и Лркаима в Юж. Зауралье подтвердило представления о культ, облике арийских племен, сложившиеся на базе данных лингвистики и письм. источников. Исслед. «Страны городов» отражает процесс разделения индоариев и ираноариев и подтверждает мнения исслед., что древнейшие пласты «Ригведы» и «Авесты» могли родиться только на относительно огранич. терр., при общем культ, и религ. пространстве. Мат-лы «Страны городов» по хронологии полностью соответствуют совр. представлениям о появлении индоариев на терр. сев.-зап. Индии (район совр. Пенджаба) в сер. 2 тыс. до н. э. и о миграции иранских племен на терр. совр. Ирана в 10—9 вв. до н. э. Распространение боевых колесниц и особенностей погребального обряда в зап. направлении, в Поволжье, в юж.-рус. и укр. степях свидетельствует о миграционных процессах из первичного очага арийского культуроге-неза, каким являлись заурал. (прежде всего чел.) степи.