Педагогические колледжи


Педагогические колледжи, гос. учреждения ср. профес. пед. образования, готовящие специалистов для дошк. образоват. учреждений (ДОУ) и школ. Челябинский П. К. № 1, старейшее на территории Чел. обл. ср. спец. пед. уч. заведение, осуществляющее подготовку пед. кадров для начальной и осн. школы. Открылось в 1921—32 как Чел. пед. техникум; с 1932 Чел. пед. уч-ще № 1, с 1996 Чел. П. к. № 1. Работают 4 отделения: шк. (специальность «учитель начальных классов»); муз. («учитель музыки и музыкальный руководитель»); отделение иностр. яз. («учитель иностранного языка» осн. школы) — базовая федеральная эксперимент. площадка; информатики («учитель информатики» осн. школы). В с. Аргаяш действует филиал колледжа, где ведется подготовка учителей начальных классов и учителей родного (тат., башк.) яз. Учащиеся шк. отделения получают дополнит, подготовку в области изобразит, иск-ва, информатики, информационных технологий, музыки. Уч.-методич. комплексы кабинетов включают спец. лит-ру для самообразования студентов; дидактич. и наглядные пособия для проведения занятий; аудио-, видео- и проекционную технику; мат-лы для уч.-исследоват. работы и уч.-производств. практики. Науч.-методич. совет колледжа в целях обобщения и распространения передового пед. опыта осуществляет издат. деят-сть (сб. пед. статей «Альтернатива» и сб. научных трудов «Ступени творчества»). В колледже работают квалифицир. педагоги, в т. ч. 2 канд. наук, 2 засл. учителя РФ (А. А. Ефремов, Э. И. Кор-нишина), 24 отличника нар. просвещения РФ и почет. работника СПО. Преподаватели колледжа разрабатывают и издают авторские уч. пособия, к-рые успешно используются в образоват. процессе. Инновационные проекты (от-крытие новых специальностей, обновление материально-техн. и уч. - метод ич. базы, наращивание науч.-методич. потенциала пед. кадров) осуществляются под рук-вом дир. Ефремова. В колледже действуют кафедра гуманитарных дисциплин, 9 предметно-цикловых комиссий. П. к. сотрудничает с коллективом начальной школы № 95 Курчатовского района Чел., материально-техн. и методич. база к-рой позволяет осуществлять практич. подготовку будущих учителей. П. к. находится в совр. уч. здании, располагает более чем 30 уч. кабинетами, 3 компьютерными классами, 20 кабинетами для индивид, муз. занятий, библиотекой, чит., 2 актовыми залами; классами ритмики и хореографии, тренажерным и спорт, залами, стадионом; 9-этажным общежитием для проживания иногородних студентов. Действуют клуб «Родник», «Школа лидера», кружки эсте-тич. направленности, спорт, секции; проводятся сборы студенч. актива. Ежегодно студенты занимают призовые места на обл. конф. студенч. науч. об-ва, их творчество отмечено дипломами районных и гор. фестивалей «Весна Зареченская» и «Весна студенческая», регион, конкурса вокалистов. Ежемесячно выпускается студенч. газ. «Данко». По итогам Всерос. конкурса уч. заведению присвоен статус «Базовый педагогический колледж Министерства образования и науки Российской Федерации» (2004). В разное время уч. заведение возглавляли А. И. Кирушева, М. Ф. Лусникова, М. Г. Марченко, А. В. Свиридова; с 1996 — засл. учитель РФ Ефремов. Челябинский П. к. № 2. Уч. заведение открыто в окт. 1937 как вечернее дошк. пед. уч-ще (дир. Е. М. Никольская); с 1945 дневное дошк. пед. уч-ще, с 1959 уч-ще дошк. воспитания, с 1965 гор. дошк. пед. уч-ще, с 1969 Чел. пед. уч-ще, с 1997 Чел. П. к. № 2. Первонач. уч-ще размещалось в здании школы № 8. Первыми учащимися были воспитатели детских садов, не имевшие спец. пед. образования. В 1965 уч-ще переехало в новое здание. П. к. — многопрофильное, многоуровневое учреждение; осуществляет подготовку специалистов для ДОУ и школ Чел. обл. Обучение ведется по очной и заочной формам по специальностям: «дошкольное образование» (учащиеся получают дополнит, подготовку по иностр. яз., семейному воспитанию, работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии; специализируются в области информационных технологий и использовании компьютерной техники, изобразит, деят-сти, физ. воспитании); «преподавание в начальных классах» (с дополнит. подготовкой по коррекционно-разви-вающему обучению, психологии, иностр. яз.). Пед. практика учащихся проходит в 45 базовых школах и ДОУ, 32 из к-рых работают в режиме эксперимента. Уч. процесс осуществляют квалифицир. преподаватели, в т. ч. 8 канд. наук, 3 засл. учителя РФ (М. М. Докучаева, Т. Л. Митрофанова, Т. А. Тарасова), 37 отличников и почет. работников СПО. С момента образования уч. заведение является центром методич. работы воспитателей детских учреждений. На его базе проводятся совещания и науч.-практич. конф. Опыт подготовки специалистов по дошк. образованию обобщался на всерос. семинарах (1981, 1983; Волгоград), симпозиуме по эстетич. воспитанию (1989, Москва), на всесоюз. совещаниях преподавателей пед. уч-щ и ин-тов (1972, Петрозаводск; 1982, Рязань) и др. С 2000 в П. к. действует отделение непрерывного пед. образования; отработана система «школа — пед коллед ж — педвуз — образовательное учреждение»; налажено сотрудничество с ЧГПУ, ЧИППКРО. П. к. располагает кабинетами дидактич. и науч.-информационного обеспечения, библиотекой (оснащена компьютерами; имеется доступ к базе данных б-ки ЧГПУ), актовым залом, хореогр. классом, спорт, и тренажерным залами, лыжной базой и др. С 1977 работает музей об-щест. дошк. воспитания Чел. обл. и истории уч-ща (организатор Е. В. Гудкова). Функционируют творч. объединения: школа фитодизайна, поэт, кружок, кружки декоративноприкладного иск-ва, пед. клуб, вокально-ин-струм. ансамбль, хор, команда КВН. Учащиеся П. к. — неоднократные победители обл. конкурсов уч.-исслед. работ, смотров художеств, самодеятельности, состязаний КВН. Уч. заведение награждалось переходящим Кр. знаменем Мин-ва просвещения и ЦК профсоюзов РСФСР (1982), Мин-ва просвещения СССР и ЦК профсоюзов работников высшей школы и науч. учреждений (1985); носит звание «Училище высокой культуры производства и быта»(1983). В разное время уч. заведение возглавляли А. Ф. Артамонова (1938—45), М. Ф. Сидорова (1945—74), Г. П. Мелехов (1974—77), Митрофанова (1977—88), засл. учитель РСФСР В.И. Марков (1988-2005); с 2005 - С. Д. Кириенко (награжд. орд. Труд. славы 2-й степ.). Златоустовский П. к. Уч. заведение открыто 7нояб. 1921 как пед. техникум им. Окт. рев-ции в здании бывшей жен. гимназии; с 1955 пед. уч-ще, с 1996 Златоуст. П. к. Первый дир. К. И. Слепенков (см. Слепёнковы). Первый набор составил 26 чел. Работало 2 отделения: шк. (группы: естеств.-геогр., общест.-историко-лит., физико-химико-матем.) и дошк. с 4-го-дичным сроком обучения. Учащиеся проходили практику в школе при пед. техникуме, в детских садах Златоуста, детском доме Миасса. В 1925 состоялся первый выпуск учителей начальных классов (13 чел.). В 1928 пед. техникум был переведен в Миасс; в 1931 возвращен в Златоуст. При нем были организованы вечерние годичные курсы по переподготовке учителей (40 чел.), в янв. 1932 — вечерние 6-мескурсы (30 чел.). В 1933 открыто вечернее отделение. В 1939 на базе пед. техникума был создан Златоуст, гос. учите л. ин-т (ЗГУИ), в к-ром функционировало 3 ф-та (ист., рус. яз. и лит. чтения, физико-матем.). Студенты получали квалификацию учителя 5—7-х классов 7-летнейи средней школы. Среди выпускников и преподавателей Златоуст, пед. техникума и ЗГУИ ок. 70 участников Вел. Огеч. войны. В 1949—50 техникум пополнился учащимися (4 группы) и преподавателями Кыштымского пед. уч-ща, 1 группой шк. отделения пед. уч-ща Миасса.С 1955 пед. уч-ще готовило учителей начальных классов и воспитателей детских домов. В уч. заведении открылись отделения: художеств. -графич. (ХГО, 1967), труд. (1980). П. к. ведет подготовку специалистов по специальностям: «изобразительное искусство и черчение», «информатика», «преподавание в начальных классах», «русский язык и литература», «технология». Работает отделение дополнит, образования по 17 направлениям: «английский язык в начальной школе», «web-дизайн и компьютерная графика», «музыкальное образование в дошкольных учреждениях», «оформление интерьера с основами дизайна», «пользователь ПК», «секретарь-референт» и др. В П. к. обучаются 510 чел. Уч. процесс осуществляют 3кафедры (гуманитарных дисциплин; обще-образоват. дисциплин; педагогики, психологии и частных методик), 3 предметно-цикловые комиссии (изобразит, иск-ва и черчения, музыки, общетехн. дисциплин); 57 педагогов, в т. ч. 5 канд. наук, 5 почет. работников ср. профес. образования, 14 отличников нар. просвещения, 1 отличник ср. спец. образования, 1чл. СХ РФ. С 2001 осн. темой науч.-методич. работы пед. коллектива является «Валеологи-зация образовательного процесса в ЗПК как условие повышения уровня и качества профессиональной подготовки специалистов». Одобрена и внедрена в уч. процесс 41 авторская программа, в т. ч. по психологии — Г. И. Староверовой, биологии — С. В. Буравец, совр. рус. яз. — Н. М. Родионовой. Опыт нек-рых педагогов отражен в публикациях ж. «Начальная школа», «Специалист», в науч. сборниках пед. ун-тов России. Л. А. Даренских выпустила уч.-методич. пособие для студентов колледжей «Информатика и практикум работы на компьютере» (1997), «Программу профессионально направленной адаптации первокурсников педагогического колледжа» (2001); Родионова — «Сборник упражнений по фразеологии» (1999). Преподавателями колледжа разработаны методич. пособия: «Виды занятий и разнообразие приемов работы по развитию речи в начальной школе» (В. А. Колыше-ва), «Задания для конкурса по черчению» (Терминов), «Лингвистический анализ текста» (Л. П. Гальченко), «Основы школоведения» (Н. А. Заенутдинова), «Рабочая тетрадь к занятиям по анатомии и физиологии» (Буравец), одобр. ЧИДПОПР (ЧИППКРО) и реко-менд. для работы в школах области. Педагоги П. к. оказывают методич. помощь учителям школ города и области (индивид, консультации, конф., заседания гор. и шк. методич. объединений учителей начальных классов, обслуживающего труда, изобразит, иск-ва и черчения). При кафедрах и предметно-цикловых комиссиях действуют лаборатории, где учащиеся (ежегодно более 40 чел.) занимаются н.-и. деят-стью (рук.— канд. наук Заенутдинова, Даренских, Родионова); исследоват. работы защищают на обл. конф. НОУ. С 1994 более 20 чел. за особые успехи в учебе и н.-и. деят-сти отмечены стипендиями, в т. ч. гос. стипендией Прав-ва РФ (С. Филонова); особо одар.— пр. главы администрации города (Н. Букина, А.Маслова), пр. И. Н. Бушуева (с 1993 — 25 чел.), пр. фонда Е. В. Мальцева (В. Муси-хина, К. Никитина, Е. Новоселова, М. Полын-кова, Ю. Хабибуллина, О. Хомченко). Колледж сотрудничает с ЧГПУ и МаГУ. Ок. 30% выпускников П. к. ежегодно получают высшее образование в сокращ. сроки. Пед. практика осуществляется в базовой СШ № 34 и др., в гор. лагерях отдыха. П. к. располагает 32 уч. кабинетами, оснащ. совр. оборудованием, компьютерными классами, 12 мастерскими, библиотекой и чит. залом (фонд св. 59 тыс. томов), методич. кабинетом, столовой, мед. кабинетом, спорт, и гимнастич. залами. Работают секцииаэробики, баскетбола, волейбола, легкой атлетики, лыжных гонок. Действует система студенч. самоуправления (2002). Проводятся слеты отличников учебы, творч. сборы первокурсников, конкурсы профес. и пед. мастерства, олимпиады для школьников города по рус. языку, математике, естествознанию, черчению, выставки работ преподавателей и учащихся колледжа, дни здоровья. Хор, вокальная группа, КСП, фольк. ансамбль — призеры гор., обл. смотров художеств, самодеятельности. Коллектив ХГО — дипломант обл., зон. и респ. выставок в Красноуфимске, Лениногор-ске, Москве, Перми, Чебоксарах. Уч. заведение окончило более 10 тыс. чел.; среди выпускников д-р ист. наук Ф. П. Быстры, д-р филос. наук Г. И. Габов (Москва), д-р пед. наук A.Г. Гостев, капитан 1-го ранга, инж.-полк. Ф. А. Голов (участник сов.-финляндской и Вел. Отеч. войн); засл. учителя РФ: Г. С. Га-may лика, А. Ф. Дружинин (зав. Златоуст, гороно), К. И. Евдокимова, Т. Н. Зубчик, Н. П. Ко-чева, Г. К. Ногтева; организатор с.-х. пр-ва B.С. Зайцев, художники А. И. Лохтачев и Н. В. Лохтачева (см. Лохтачёвы); преподаватели ХГО П. к. В. Ф. Гапоненко и О. А. Терминов. Мн. сделали для становления и развития уч. заведения преподаватели А. П.Дудин, Т. Г. Лебедева, Г. Г. Минегалимов, Н. Г. Прокопьев, М. Г. Ушакова, Ю. Н. Эйбушитц; дир.: Н. Г. Мезенцев, Н. Ф. Баранова и др. Дир. (с 1987) В.П. Соколов. Миасский П. к. Осн. в 1928 как пед. техникум; с 1929 Юж.-Урал. пед. техникум, с 1937 пед. уч-ще, с 1998 Миасский П. к. Первонач. в уч. заведении функционировали шк. и дошк. отделения; в 1930-е гг. появились заочное и вечернее. В 1950-е гг. осуществлялась подготовка учителей физ. культуры для 7-летней школы. в настоящее время ведется подготовка по специальностям: «учитель начальных классов», «учитель иностранного языка в основной общеобразовательной школе» (с 2001). Учащиеся проходят дополнит, углубл. подготовку по дошк. воспитанию, информатике, математике, психологии, рус. яз. и лит-ре, в области муз. и физ. воспитания, декоративноприкладного творчества. П. к. осуществляет непрерывное образование по системе «колледж — вуз». В П. к. обучаются 360 чел. (ежегодный прием — ок. 100); работают 6 предмет-но-цикловых комиссий (естеств.-валеологич., иностр. яз., историко-пед., матем. и информатики, музыки, филол.). Ведется науч.-эксперимент. работа на основе курсового и дипломного проектирования. С 2000 более 30 научных работ учащихся признаны лучшими на обл. конкурсе студенч. работ. Производств.-пед. практику учащиеся проходят на базе СШ № 16 Миасса, а также др. шк. и дошк. учреждений города и области. Уч. процесс осуществляют 47 преподавателей; среди них засл. учитель школы РФ Т. В. Чебукина, 8 отличников нар. просвещения, 2 отличника ср. спец. образования, 9 почет. работников СПО РФ; мн. награждены Почет. грамотами Мин-ва образования и науки РФ. Г. П. Ростовцева, М. И. Самойлова, Чебукина — лауреаты пр. губернатора Челябинской обл. На базе П. к. ежегодно проводятся семинары, курсы повышения квалификации учителей начальных классов школ города и области. Издаются методич. сборники по актуальным проблемам развития образования. Колледж располагает 28 уч. кабинетами, актовым залом, хоровым классом, методкабинетом, библиотекой (книжный фонд — 125 тыс. т.). Создан музей истории уч. заведения (рук. Т. Н. Ивлева); оформлены стенды, посв. преподавателям и учащимся — участникам Вел. Отеч. войны; установлены бюсты погибшим; осуществляется связь с гор. советом ветеранов, проводятся дни открытых дверей. В П. к. проводятся дни колледжа, здоровья, самоуправления; посвящение в студенты, фестиваль весенней песни и др. Учащиеся — активные участники фестиваля «Весна студенческая». С момента образования уч. заведения подготовлено св. 7 тыс. специалистов. В числе выпускников поэты, чл. СП РФ С. Ф. Каратов, М. Д. Львов, засл. учителя РФ (А. А. Васильев, К. И. Городнова, Г. И. Кулешова, А. Т. Мали, А. М. Марченко, Н. А. Щапина, Чебукина), рук. учреждений образования. Для становления и развития уч. заведения мн. сделали засл. учителя РСФСР (РФ): М. А. Коваль, К. Н. Слепенков, 3. Г. Фурман; педагоги-ветераны: Л. Д. Благинина, Н. И. Кулаева, Л. А. Литвинцева, Л. П. и Э. М. Та-наевские, Т. Н. Семина, М. М. Синицина, Л. Н. Шумская, А. И. Шумский, Г. М. Ялунин и др.; дир.: Н. И. Аксенова, А. П. Базанов, Г. Д. Казанцев. Дир. (с 2002) Н. П. Пичугова (выпускница колледжа). Троицкий П. к. Осн. в 1922 как Татаро-башкирский педологический техникум (в здании бывшей муж. гимназии); с 1935 дошк. пед. уч-ще, с 1998 Троицкий П. к. Первонач. в уч. заведении функционировали дошк. тат. и рус. отделения; в 1930-х гг. открылись заочное и вечернее, в 1992 — шк. В П. к. ведется подготовка по специальностям: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «педагогика дополнительного образования» (2001). На базе колледжа открыта эксперимент, площадка по созданию и реализации совр. технологий в подготовке специалистов в области коррекционной педагогики. Учащиеся проходят углубл. подготовку по информатике, совр. технологиям, иностр. яз., изобразит, иск-ву, муз. и экологич. воспитанию, театр, деят-сти; получают дополнит, подготовку по специальностям: «педагог дополнительного образования в области изобразительной и художественно-оформительской деятельности», «педагог дополнительного образования в области технического творчества и компьютерных технологий», «руководитель изодеятельности», «руководитель малокомплектного ДОУ», «руководитель физического воспитания» и др. Осуществляется непрерывное образование по системе «колледж — вуз». В П. к. работают 2 кафедры и 6 комиссий (естественнонауч., гуманитарных дисциплин; муз. и физ. воспитания, изобразит, деят-сти; практикуется науч.-эксперимент, работа учащихся на основе курсового и дипломного проектирования). В 2000—05 более 50 уч-ся стали лауреатами обл. конкурса студенч. научных работ и победителями олимпиад. Производств, практику учащиеся проходят на базе образоват. учреждений города и района. Уч. процесс осуществляют 60 преподавателей; среди них 8 отличников нар. просвещения, 8 почет. работников СПО, 2 имеют знак «За отличные успехи в среднем специальном образовании СССР», 3 канд. пед. наук; мн. награждены Почет. грамотами Мин-ва образования и науки РФ. В П. к. проходят дни здоровья, конф. по самоуправлению, посвящение в студенты, науч.-практич. конф. и сборы актива города по здо-ровьесбережению (на базе колледжа) и др. За время существования уч. заведения выпущено св. 14 тыс. специалистов. Большой вклад в становление и развитие колледжа внесли дир.: К. Ш. Мугинов, И. Д. Саблин, С. Г. Ша-монина, Н. С. Царева и др. Дир. (с 1998) канд. пед. наук В. О. Королева. Магнитогорский П. к. Осн. в окт. 1931 как пед. техникум; с 1937 пед. уч-ще; в 1978 на его базе созданы 2 пед. уч-ща: № 1 (дир. В. Г. Петрова) и№2 (М. Ф. Дороги -на); в 1993 они объединены в новое уч. заведение — Магнитогорский П. к. В 1937—78 пед. уч-ще осуществляло подготовку учителей начальных классов, физ. воспитания, музыки, воспитателей детских садов; опыт работы был обобщен АПН СССР (1944). Ныне на 7 отделениях П. к. обучается св. 1 тыс. чел. по 10 специальностям:«дошкольное образование», «иностранный язык», «музыкальное образование», «организация воспитательной деятельности», «преподавание в начальных классах», «социальная педагогика», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»; «педагогика дополнительного образования»; «информатика». Обучение ведется по очной и заочной формам по образоват. программам по-выш. уровня с углубл. подготовкой в различных областях знаний. Реализуются 24 программы дополнит, подготовки пед. профиля. П. к. развивает отношения социального партнерства с работодателями, вузами, учреждениями образования, культуры, спорта, социальной защиты населения. Базами практики являются 27 образоват. учреждений Магнитогорска. Из преподавателей П. к. 12 (10,4%) имеют ученую степ. канд. пед. наук, 3 — звание «Заслуженный учитель РФ»; 13 награждены знаком «Почетный работник среднего специального образования РФ». На базе П. к. открыта эксперимент, площадка Федерального ин-та развития образования (Москва) по проблеме «Формирование социальной компетентности студентов педагогического колледжа»; осуществляются науч. исслед., проводятся курсы повышения квалификации учителей и воспитателей ДОУ, науч.-практич. конф., семинары. На базе П. к. работают Магнитогорский филиал УралГУФК, представительства ЧГТТУ, МаГУ. Выпускники имеют возможность получать высшее образование в вузах — социальных партнерах П. к. Пять творч. коллективов учащихся являются лауреатами гор. и регион, смотров и фестивалей. В 2007 П. к. стал победителем регион, конкурсов «Лучшее учреждение среднего профессионального образования Челябинской области», «Лучший инновационный проект года», Всерос. конкурса квалификационных работ студентов «Педагогика начальной школы XXI века», Всерос. смотра физ. подготовленности студентов ср. спец. учебных заведений (ссузов); удостоен гранта губернатора Челябинской обл. По итогам Всерос. конкурса награжден золотой мед. «Европейское качество» (2007, в номинации «100 лучших ссузов России»). Дир. В. П. Вишневская — лауреат конкурса «Директор года — 2007» среди ссузов РФ, кавалер высшего нац. орд. общест. признания заслуг и достижений граждан «Великая Россия. Персона эпохи». Саткинский П. к. Осн. в 1988 как пед. уч-ще (первый дир. М. П. Скорынин); с 1992 Саткинский П. к. Реализуются образоват. программы СПО по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста» с дополнит, специализациями: «руководитель кружка изобразительной деятельности» (на базе полн. ср. образования) и «воспитатель дошкольного учреждения компенсирующего типа» (на базе общего). Ок. 20% уч-ся продолжают образование в вузах. Уч. процесс осуществляют квалифицир. преподаватели; среди них 5 отличников народного образования. Автор образоват. программ по спец. дисциплинам Л. В. Коростелева, активный пропагандист нар. художеств, промыслов, мн. сделала для подготовки учащихся по дополнит, специализации «руководитель кружка изобразительной дея-Ш тельности». Разработ. преподавателями физ.воспитания В. П. Тожиным (отличник нар. просве-рг щения РФ) и В. В. Смышляевым оздоровит, программа с учетом индивид, особенностей физ. развития учащихся одобрена Мин-вом образования и науки. На базе П. к. проводятся курсы повышения квалификации, практич. семинары и консультации для работников дошк. учреждений. В П. к. имеются 12 специально оборуд. уч. кабинетов, компьютерный класс, библиотека (книжный фонд ок. 18 тыс. томов), столовая, зал для занятий физкультурой. Работают кружки по интересам, спорт, секции. Сборная колледжа по легкой атлетике — ежегодный участник и призер обл. спартакиад. Для становления и развития уч. заведения мн. сделали: Н. И. Аношина, С. В. Бабенко, Т. И. Васильева, Л. А. Нефедова, М. Н. Тиманова. Дир. П. к. (с 1992) отличник просвещения РФ Л. П. Нико-лаева