Лесопользование


Лесопользование, использование лесов с целью удовлетворения потребностей нар. х-ва и населения в лесных продуктах, а также использование полезных свойств леса (защита почв от эрозии, регулирование водного режима, охрана водоемов от загрязнения, рекреационные функции и др.). Лесным законодательством определены след. виды Л.: заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (бересты, коры, новогодних елок, пихтовых, сосновых, еловых лап, пней и др.); побочное Л. (выпас скота, заготовка древесных соков, размещение пасек, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, др. пищ. продуктов, лекарств. растений и техн. сырья, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и др.), сенокошение; пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего х-ва, для культ.-оздоровит., туристич. и спорт. целей. Осн. видом Л. является заготовка древесины (рубки гл. и промежуточного пользования). В истории Л. и формировании рос. лесной политики выделяются след. этапы: 8—12 вв.— период свободного, ничем не огра-нич. Л.; 13—17 вв.— появление гос. лесов; 18 — сер. 19 в.— перевод лесов в частную собственность (появление в нач. 18 в. жалов. и охранных грамот, выход указа от 22 сент. 1782, действовавшего до 1867 и устанавливавшего права полн. и ничем не огранич. собственности на леса); кон. 19 — нач. 20 в.— урегулирование казенного лесного х-ва и системное ограничение частновладельч. прав на леса (за-конодат. акты 1867,1873 и 1886). На 1-м этапе Л. по существу организовывалось в полн. соответствии с пожеланиями населения, проживавшего на конкретной терр. В конце периода были предприняты первые попытки гос-ва охранять леса на законодат. основе. В 16 в. выделены казенные леса; в грамоте 1524 отмечалась необходимость сохранения лесов, распо-лож. по берегам рек и служащих защитой от разливов и наводнений — впервые на законодат. уровне была отражена средообразующая роль леса. В 1649 вышло «Соборное уложе- ние» царя Алексея Михайловича, к-рое предусматривало регламентацию Л. в зависимости от права собственности; в нем определялся порядок пользования лесными угодьями и древесиной. Леса подразделялись на след, категории: вотчинные (леса родовых имений); поместные, или пожалов. (леса, розданные царем частным лицам за службу); общие и въездные (леса, права собственности на к-рые были разделены между неск. владельцами); поверстные (леса, принадлежавшие казне, гос-ву); засечные (леса пограничной зоны, служащие для защиты от нашествий). Было положено начало организации регулярной гос. лесной службы. «Соборное уложение» определяло также наказание за нарушение установл. порядка пользования лесами. Реформы Петра I послужили основой для организации гос. лесного х-ва (см. Лесоустройство). В кон. 18 в. (1779) был введен отпуск древесины на корню за плату — т. о., леса приобрели значение имущества, приносящего доход. С развитием в России капитализма значение казенных лесов как источника ден. дохода (от их продажи) возрастало. Увеличение отпуска леса потребовало реорганизации лесоуправле-ния на местах с разделением казенных лесов (с 1826) на лесничества во главе с лесничими. Самым крупным собственником лесов (ок. 60% в европ. части России) была гос. казна, большие площади принадлежали также частным владельцам, на долю крестьян приходилось лишь 9%. Казенные леса находились гл. обр. в Архангельской, Вологодской губ. и на Урале. В докапиталистич. России реализация побочных лесных продуктов осуществлялась путем передачи лесных угодий (с целью получения дегтя, меда, пушнины, изготовления поташа для горнозаводского пр-ва и т. д.) отд. лицам или селениям с взиманием с них платы в виде натур. или ден. оброка. Первые лесные таксы были разработаны Лесным де-парт. в 1799, они были чрезвычайно упрощ. и одинаковыми для всех губерний (кроме Курляндской). Уровень организации Л. отражали динамика развития лесного фонда и достижения в деле сбережения лесов. В дорев. России, несмотря на существование передовой науч. лесоводч. концепции, не было большого прак-тич. опыта в этой области. Вопреки действовавшему с 1888 «Положению о сбережении лесов» рубка леса зачастую велась с нарушениями. Это объяснялось тем, что губерн. лесо-охранит. к-ты, несшие ответственность за исполнение пунктов положения, не обладали реальной властью, их попытки упорядочить Л. встречали сопротивление частных владельцев. После национализации лесов в 1918 организационные принципы Л. изменялись в соответствии с этапами развития экономики страны и нар. х-ва в целом. Лесохоз. деят-сть практически отсутствовала, велась лишь интенсивная заготовка дров; участились самовольные порубки и опустошит. рубки. В янв. 1923 пост. Совета Труда и Обороны были установлены порядок отпуска леса и нормы его оплаты (восстановлена такса 1914), в авг. того же года введен в действие Лесной кодекс РСФСР. К 1925—28 был достигнут уровень 1913 по объему пром. лесозаготовок. В 1926— 37, в условиях индустриализации страны, объемы Л. регулировались плановой потребностью в лесоматериалах. Отпуск леса производился с нарушением правил ведения лесного х-ва, все вопросы Л. решались в осн. с целью удовлетворения кратковрем. лесозаготовит. потребностей. Ухудшение состояния лесного фонда вследствие участившихся в ряде регионов истощит. рубок вызвало необходимость дифференциации режима ведения лесного х-ва и Л.— в 1931 пост. СНК СССР все леса были разделены на 2 зоны: лесокульт. и лесо- пром. значения. Рубки в лесокульт. зоне были ограничены размерами годичного прироста и соответствующими расчетными лесосеками по каждому лесхозу; в лесопром. зоне отпуск леса осуществлялся по-прежнему. Дальнейшему упорядочению Л. послужило выделение в 1936 водоохранных зон на площади св. 50 млн га. Л. в лесах водоохранной зоны ограничивалось величиной ср. прироста и наличием спелого леса. В горной части Челябинской обл. к водоохранной зоне были причислены леса в басс. pp. Белая и Уфа; по берегам рек были установлены запретные полосы (в 1942 то же самое сделано на pp. Ай и Юрюзань), в пределах к-рых рубка леса была запрещена. Большое значение для улучшения системы Л. имело решение СНК СССР от 1943 о разделении лесов на 3 группы и установлении для каждой из них своего порядка определения размеров и системы рубок; в лесах 1-й группы разрешались только рубки ухода и выборочные рубки перестойного леса. В 1952 Сов. Мин. СССР разрешил проведение в этих лесах лесовосстановит. рубок в связи с накоплением спелого перестойного леса. В послевоен. годы с учетом состояния экономики были увеличены объемы Л., вновь допускалось отклонение от норм. В наст. время в Челябинской обл. Л. осуществляется в объемах гораздо меньше расчетных. Согласно данным гос. учета, при общей площади лесного фонда ок. 2,9 млн га покрытые лесной растительностью земли занимают св. 2,5 млн га, общий запас древесины — 391 млн м3, запас спелых и перестойных насаждений — 62,3 млн м3. Общий ср. прирост составляет 7,8 млн м3 (ср. прирост на 1 га — 3.1 м3). В соответствии с величиной лесных ресурсов были определены расчетные объемы Л.: расчетная рубка — ок. 2,5 млн м3, в т. ч. гл. пользования — 751,1 тыс. м3; рубки промежуточного пользования (исходя из лесоводств. требований) — св. 1,7 млн м3; прочие рубки — 252 тыс. м3. Фактич. объем Л. намн. ниже (напр., в 2002 он составил 997,7 тыс. м3; при расчетной величине использования общего ср. прироста в 35,2% фактически использовано 12,8%; при расчетном кол-ве съема древесины в 1,2 м3 с 1 га фактич. съем составил 0,4 м3). Наибольшее кол-во древесины вырубалось в Челябинской обл. в 1955—58 (в 1955 — 4.2 млн м3, в 1956 — 4,1 млн, в 1957 — 4,3 млн, в 1958 — 4,2 млн mм).