Атеизм и антирелигиозная пропаганда


Атеизм и антирелигиозная пропаганда (от греч. «а» — отрицат. частица и «ЙЬеоз» — Бог), система филос. взглядов, отрицающая бессмертие души, воскрешение из мертвых, критически относящаяся к религии, утверждающая материалистич., ес-теств.-науч. взгляды на природу, об-во, человека. Атеизм философски близок вольнодумству, религ. скептицизму, антиклерикализму. Прошел длит, путь ист. развития. Присутствует как в фольклоре различных народов России, так и в филос. концепциях отеч. мыслителей: революционеров-демократов 19 в. В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, марксиста Г. В. Плеханова и др. После Окт. рев-ции (1917) начался новый этап утверждения материалистич. взглядов в общест. сознании россиян, развернулась масштабная анти-религ. пропаганда. Распространение атеизма сопровождалось ликвидацией массовой неграмотности населения и социальной нищеты. Большое влияние на политику гос-ва по отношению к религии, церкви и верующим оказывала партия коммунистов. Сов. период стал временем постепенной атеизации об-ва, становления и развития его как секулярно-го, светского. На Юж. Урале формирование устойчивых форм атеизма в массовом сознании трудящихся следует отнести к нач. 1920-х гг., когда закончилась Гражд. война и началась реализация декретов Сов. власти по отделению церкви от гос-ва и школы от церкви. Одним из существ, факторов ослабления социальной роли религии и постепенной атеизации населения, в т. ч. и Чел. уезда, стало формирование системы светских образоват. и культ.-просвет, учреждений. В 1916 в Чел. было св. 30 учебных заведений, из к-рых ок. 10 носили конфессион. характер. В 1924 в городе и уезде действовало уже 111 школ, 2 библиотеки, 18 изб-читален. К 1941 в области было открыто 115 изб-читален, 115 колх., 170 совхозных, 172 заводских и кооп. клуба, 1297 библиотек, 24 к/т, 9 краеведч. музеев, 11 театров, работало 516 киноустановок. Распространение атеизма было политически направл., носило воинств.-примитивный характер. Комсомольцы организовывали различные ан-тирелиг. кампании. Так, весной 1925 повсеместно в клубах и избах-читальнях проводилась «комсомольская Пасха» с организацией вечеров, лекций, карнавальных шествий, просмотров фильмов, подпиской на газеты и ж. «Безбожник», «Антирелигиозник». В нац. районах области с 1935 ставил на сцене местных клубов антиклерикальные и классич. пьесы колх.-совхозный тат. театр. В Нар. доме Сатки ежемесячно проводились антирелиг. молодежные вечера. Особой популярностью пользовались сценки «Живой газеты», т. к. темы для постановок брались из жизни саткин-цев. Кадры для проведения атеистич. пропаганды готовили на обл. кратковрем. курсах, где одноврем. занималось до 250 чел. В 1920— 30-е гг. наиб, последовательно атеистич. работа проводилась в школах области. В результате, напр., в Сатк. районе в 1925—26, как отмечено в сохранившемся отчете инспектора окроно, «религиозность детей выявлена слабой». Районная школа 2-й ступени отчиталась, что в «церковные праздники школа детьми посещалась на 100%». В 1930 учителям была предложена схема изучения опыта атеистич. пропаганды и предпринята попытка проведения социол. опроса в Кыштыме с охватом ок. 1500 жит. Атеизации населения в 1920—30-е гг. способствовало массовое закрытие церквей и культовых учреждений различных конфессий. К кон. 1940 в Челябинской обл. действующими были лишь 2 правосл. церкви. Мн. храмы были уничтожены. Последоват. атеисты области объединялись в местные общест. орг-ции «Союза воинствующих безбожников», действовавшего под лозунгом «Борьба с религией — борьба за социализм». Взрослое население Саткинского района организовало 3 ячейки союза — в Бакале, на заводе «Магнезит», в Сат-кинском райисполкоме. В документе об обследовании саткинских школ инспектором окроно в 1929/30 уч. году указано на «недостаточное втягивание» пионеров в атеистич. орг-ции. Кол-во антирелиг. общест. орг-ций в довоен. годы неуклонно росло: если в 1938 местные орг-ции атеистов были созданы в 27 районах области, то в 1940 они действовали уже в 34 районах и объединяли более 26 тыс. чел. В архивах Магнитогорска сохранились отрывочные сведения о соревновании антирелиг. общест. орг-ций Магнитостроя и Кузнецкстроя (1931), в к-ром победила Магнитка. Вел. Отеч. война объективно привела к ослаблению атеистич. работы и усилению религиозности в массовом сознании. Атеизм сохранил свое идеологии, значение в 1-ю очередь для коммунистов. В послевоен. годы полит, рук-во ате-истич. работой осуществлял обл. к-т КПСС. В решениях парт. органов в 1950-е гг. отмечался высокий уровень этой работы в одних районах и городах области (Усть-Катав) и низкий — вдругих (Миасс, Чел., Магнитогорск, Златоуст). По мнению светских религиоведов, очередной этап в распространении атеизма начался в 1954. К этому времени партия поставила задачу переноса борьбы против религии из социальной сферы в идеологии., что в определ. степ, и удалось осуществить в 1960— 80-е гг. В этот период регулярно проводились исслед. религиозности и атеистич. зрелости населения. Так, опросы студентов вузов Магнитогорска показали, что осн. масса студентов (до 60%) стояла на материалистич. позициях и только 2—3% заявляли о принадлежности к верующим. Анкетный опрос рабочих ММ К, провед. в 1979, показал: 25% из них — атеисты, 33,3% индифферентны к вопросам религии и атеизма, 10,3% колебались между верой и неверием, 22,5% — не имели четкого представления о роли религии в жизни человека. В обл. об-ве «Знание» была создана секция пропаганды науч.-атеистич. знаний, к-рую возглавляли в разные годы Б. Н. Алешко, Э. Я. Комиссарова и др. В ряде городов и районов (Соснов. р-не, Магнитогорске и др.) были созданы клубы атеистов. В Чел. открыт Дом науч. атеизма, существовавший до кон. 1980-х гг. Опыт атеистич. воспитания и пропаганды Чел. обл. был обобщен на всесоюз. и респ. уровнях. С 1990, после принятия респ. закона «О свободе вероисповеданий», пропаганда атеистич. знаний резко пошла на спад, а к нач. 21 в. практически прекратилась. Свое филос. значение атеизм и материализм сохраняют лишь в преподавании обществоведч. дисциплин. Однако, как показывают результаты социол. опросов 1990-х гг., сторонников атеистич. взглядов в области остается достаточно мн.— 20—30% опрошенных.