Кусинский леспромхоз


Кусинский леспромхоз, гос. лесопромышленне предприятие лесозаготовит. пром-сти. История орг. лесопользования на терр. кусинских лесов восходит ко 2-й пол. 19 в. В 1889 на Кусинском чуг.-лит. заводе был создан лесной отдел, к-рый занимался заготовкой леса на терр. Бодяженского, Терехтинского и Ургалинского лесных кордонов. Позднее были образованы лесные группы: Азямская, Аршинская, Багрушинская, Бединская, Ковалевская, Рябиновская, Светло-Ключевая, Туктаровская. В 1909— 13 Кусинский чут.-лит. завод потреблял в год в ср. 14 621,5 саж3 леса, в т. ч. строевого — 327,6 саж3. К 1915 действовало 78 углевыжи-гат. печей; в них перерабатывалось 13 600 саж3 дров. С началом восстановления пром-сти и последующей индустриализацией страны по- требность в древесине возрастала: лес использовался в пр-ве, стр-ве, шел на отопление. В 1929 началось образование леспромхозов; тогда же был создан К. л. В его состав вошли участки: Ковалевский, Кусинский, Новышин-ский, Юважелгинский. В 1930 в леспромхозе имелось 23 лесозаготовит. участка, 125 углевыжигат. печей. В 1933 к К. л. был присоединен Злоказовский леспромхоз. Заготавливаемый лес доставлялся к пунктам переработки в осн. по рекам (сплавом). В 1937 началось создание автопарка, но автотранспорт использовался гл. обр. для перевозки угля. С 1940 применялись санные автоприцепы; машины переоборудовались на газогенераторное топливо. Широко использовался также гужевой транспорт. В 1942 для повышения производительности лесозаготовит. работ были организованы сквозные бригады. Однако с плановыми заданиями коллектив леспромхоза не справлялся. К нач. 1950-х гг. в связи с недостатком кадров началась интенсивная подготовка трактористов, водителей. В этот период стали поступать механизмы и машины, напр., на Аршинском лесопункте была задействована передвижная электростанция и установлен механич. колун, что позволило механизировать заготовку дров. На работах в лесу стали применяться сучкорезы. К 1965 дорожно-строит. отряд располагал 24 автомашинами, 2 экскаваторами, 2 грейдерами, 1 тракторным погрузчиком, 12 бульдозерами, 16 автокранами. В том же году заготовлено 202,6 тыс. м3, вывезено 210,4 тыс. м? древесины; произведено деловой древесины 126,2 тыс. м3, пиломатериалов — 4,8 тыс. м3; изготовлено мебели на сумму 514 тыс. руб.; добыто 133,2 т живицы. К 1970 на предпр. числилось 74 автомобиля (в. т. ч. 35 лесовозов), 70 тракторов. В 1973 началось создание укрупн. бригад. В этот период стали поступать мощные лесовозы на базе автомобилей КрАЗ, «Урал». В 1970-х гг. экон. положение предпр. стабилизировалось. Стало возможным вести собств. стр-во производств. и социально-бытовых объектов: пущен в эксплуатацию лесопильно-тарный цех в пос. Александровка, в 1974 началось стр-во нового мебельного цеха; в 1971—75 построены 2 бани, столовая в пос. Магнитка, интернат и детские ясли в Злоказово; в 1975 началась прокладка водопровода. К кон. 1970-х гг. заготовкой леса в К. л. занимались 20 укрупн. бригад, за к-рыми числилось 24 трелевочных трактора, 23 лесовоза, 13 самосвалов, 4 крана. Объем раскряжевки электрич. пилами достиг 100 тыс. м3. Из отходов пр-ва изготавливались дранка, штакетник, посылочные ящики. В 1976— 90 осн. объем пр-ва выполнялся силами укрупн. бригад. Состоялась рек-ция производств. базы; было продолжено стр-во социально-бытовых объектов, в частности ежегодно вводилось в эксплуатацию по 4—6 одно- или двухквартирных домов. В 1995 в помещении рем.-механич. мастерских был оборудован столярный цех; в нач. 1990-х гг. на ниж. складе построено здание котельной на 2 котла (задействована не была). В пос. Александровка пробурена артезианская скважина, построена водонапорная башня, проложено 200 м водопровода. В 1990-х гг. уменьшились объемы рубок хвойных лесов, производительность труда. К 2000 заготовка древесины снизилась до 66,9 тыс. м3; добыча живицы прекратилась. В последующем предпр. обанкротилось, в 2005 ликвидировано.