«Канопус»


«Канопус», электротехническая компания (Златоуст), ЗАО. Предпр. учреждено в 1992 ПО «Златоустовский машиностроительный завод» и ин-том «Уралпромпроект» в связи с прекращением бюджетного финансирования НИИ «Гермес» по трамвайной тематике; компания выиграла конкурс на разработку и последующее серийное пр-во электронных статич. преобразователей бортового питания вагона и преобразователей питания люминесцентных ламп, объявл. Усть-Катавским вагоностроительным заводом. В 1996 создан трамвайный вагон 71-616 (совместный рос.-нем. проект), на к-ром были установлены преобразователи, изготовл. «К.». В ходе подготовки серийного пр-ва вагона 71-619 (отеч. аналог вагона 71-616) компания спроектировала и изготовила привод дискового тормоза, привод распашных дверей и систему управления тягой вагона, не уступающие по характеристикам аналогичным устройствам фирмы Siemens. С янв. 1995 по апр. 2003 «К.» изготовлено ок. 6 тыс. преобразователей БП-3 и их модификаций, к-рые эксплуатируются в трамвайных вагонах, устанавливаются при капитальных ремонтах и модернизации транспорта в Екатеринбурге, Москве, Уфе и др. городах страны; 800 приводов (в 1999—2003). Компанией разработаны трансп. информаторы с цифровой записью звука на твердый носитель, с помощью к-рых водители объявляют остановки и передают иные сообщения для пассажиров; в 1998—2003 изготовлено 1170 комплектов. Электромеханич. оборудование разрабатывается и изготавливается совм. с СКБ «Парус». Специалисты «К.» создали принципиально новый тяговый привод трамвайного вагона с микропроцессорной системой управления и с двигателями независимого возбуждения, техн. характеристики и потребит. свойства к-рого соответствуют уровню заруб. аналогов (при стоимости в 2 раза более низкой, чем на производимые в РФ). Испытания трамвайного вагона с таким приводом проводились предпр. совм. с испытат. центром Гос. ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева» и НИИ гор. электрич. транспорта. В 2000 компанией решена задача по созданию полн. комплекта электрооборудования для Усть-Катавского трамвая. «К.» осуществляет поставки также Башк. и Вологодскому троллейбусным з-дам, троллейбусному заводу «Белремкоммунмаш» (Минск), заводу «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) и ок. 40 эксплуатационным предпр. Горэлектротранспорта РФ, занимающимся модернизацией подвижного состава. В Москве с 1998 по апр. 2003 на основе техн. изделий «К.» модернизировано более 300 трамваев и троллейбусов. В серийном пр-ве вагонов «Спектр» екатеринб. заводом «Уралтрансмаш» применяются статич. преобразователи и дверные приводы «К.». Компанией ведутся работы по созданию управляемых асинхронных и вентильных приводов для пром-сти и энергохозяйств. С 1997 «К.» является чл. Международной ассоциации предпр. гор. электрич. транспорта. Предпр.— дипломант выставок «Транспорт большого города» (Челябинск, 1997), «Промтранс» (Москва; 1999, 2002). В 2003 компания заняла 3-е место в обл. конкурсе предпринимательства, орг. Центром поддержки предпринимательства при обл. к-те экономики. Значительный вклад в развитие «К.» внесли: И. Н. Артемова, А. В. Горбов, И. Ю. Крашенинникова, В. И. Титаренко. На предпр. сформировалось неск. труд. династий: Калугины, Журавлевы, Набоковы. Численность работающих в «К.» 50 чел. (2007). Со дня основания компанию возглавляет А. Н. Крайзман.