Кесене, архитектурно-археологический комплекс. Расположен в 3,5 км от ст. Тамерлан (с. Варна), на восточном берегу оз. Б. Кесене. Включает мавзолей Кесене, могильники бронзового века и позднего средневековья, курганы раннего жел. века (в т. ч. Варна). В ходе работ в 1981—83 (рук. С. Г. Боталов) получен обширный мат-л периода позднего средневековья; исследована осн. масса курганов могильника (ок. 340), разнообразных по форме, размерам и содержащемуся мат-лу. Комплекс формировался на протяжении длит. времени, начиная с периода неолита — энеолита. Наиболее ранние находки представлены небольшим кол-вом изделий из камня. На площади комплекса возведены не менее 7 курганов позднего бронзового века (алакульская культура, сер. 2 тыс. до н. э.) и крупный курган раннего жел. века (6 в. до н. э.). В 3—2 вв. до н. э. совершено еще не менее 2 захоронений. Стр-во мавзолея осуществлено в 14—16 вв. В дальнейшем на прилегающей терр. разместилось мусульм. кладбище, функционировавшее как минимум до сер. 19 в. Датировка подтверждена мусульм. обрядом погребения и редкими находками вещей, в т. ч. монетами 1748. Комплекс является уник. сосредоточением разноврем. археол. и архит. объектов, располож. на компактной терр., частично реконструир. и реставрированных.
Кесене (Башня Тамерлана), мавзолей, памятник архитектуры респ. значения. Назв. К. происходит от тюрк. «надгробный дом», «дворец усопших». Ист. предания связывают К. с именем Тимура (Тамерлана). Первые описания и зарисовки башни произведены П. И. Рычковым, П.-С. Палласом, Р. Г. Игнатьевым, И. А. Кастанье; раскоп внутри здания — Э. Ю. Петри (1889). При исслед. жен. погребения у сев. стены мавзолея были обнаружены остатки шелковой ткани, золотой перстень-печатка с арабесками и 2 золотые серьги (в форме вопросит. знака с жемчужиной на конце). С сер. 1950-х гг. мавзолей исследовался К. В. Сальниковым, А. П. Смирновым. В. С. Стоколос произвел раскопки неск. курганов и грунтовых погребений вблизи мавзолея. К. представляет собой 3-составный портально-шатровый мавзолей: на квадратном в плане основании возведен 12-гранный барабан, увенч. пирамид. шатром. Общие размеры основания 9×12 м (по обмерам Кастанье, 1910), выс. 18 м (после реставрации). Боковые стены основания переходят в портал, выдвинутый на 3 м вперед и вверх. В парадном портале (пиштаке) расположен сводчатый вход (айван), ориентир. на Ю. и оформл. по обеим сторонам вертикальными углублениями; в сев. и вост. стенах сооружения — небольшие прямоугольные окна. Внутр. свод мавзолея сферич. Мавзолеи подобного типа, характерного для мусульм. архит. традиций, строились в Средней Азии с 14 в. Мавзолей м. б. датирован 14—16 вв. Ранняя граница определена по наличию прямых аналогий с др. памятниками этого времени: мавзолеями Маджары 1-го типа (по классификации Э. В. Ртвеладзе) в Ставропольском крае, мавзолеем в урочище Ирки-Баба (Туркмения); по форме и размерам квадратного кирпича (25×25×6; 24×24×6), типичным для золотоордынских памятников 13—-14 вв.; по присутствию клиновидно сходящихся к основанию изразцов с голубой и темно-синей поливой на лицевой стороне, обнаруж. вблизи мавзолея, к-рые с 14 в. широко применялись в облицовке ср.-азиат. памятников; по датировке находок (перстня и серег), имеющих аналоги среди находок в Центр. Казахстане и Оренбуржье. Поздняя граница относится ко времени расцвета Сибирского ханства, связ. с переселением на его терр. значит. числа узбеков улуса Шибанидов (см. Шибана улус) и ставшего периодом интенсивного стр-ва, когда была полностью перестроена столица Искер, или Кашлык (ныне Тюмень). В ходе реставрации К. по проекту арх. М. Г. Семёнова силами специализир. рем.-реставрационного участка Управления культуры Чел. облисполкома (1981—83) полностью восстановлена кладка стен, заново выполнены монумент. портал, полы из природного плитняка, отмостка вокруг здания, дорожка перед гл. входом, мост через ров; восстановлены купол и 12-гранный барабан, вал и ров вокруг памятника, «мазары» (надмогильные сооружения). В дверных и оконных проемах установлены кованые решетки. Отреставрир. памятник принят гос. комиссией (5 нояб. 1983), передан в ведение отдела культуры Варненского райисполкома.