Клодты


Клодты, Клодт фон Юргенсбург (нем. Clodt von Jürgensburg), семья художников и скульпторов из рус. баронского рода, происходившего из графства Маркского (Вестфалия). Из Вестфалии Ролоф К. в 1515 переселился в Лифляндию. Юст К., курляндский канцлер, получил от Готарда Кетлера в 1561 замок Юргенсбург, от к-рого принял фам. К. фон Юргенсбург; его праправнук Иоанн Адольф, вице-губернатор Риги, был взят в плен при сдаче этого города и отвезен в Москву; находясь в плену, возведен Карлом XII в баронское достоинство (1714). Широкое признание получили: скульптор Петр Карлович К. (см. ниже); его сын — худ.

Михаил Петрович Клодт [17.09.1835, С.-Петербург — 7.01.1914, там же; живописец-жанрист, один из чл.-учредителей «Товарищества передвижников» (1870); с 1895 реставратор в Эрмитаже; наиб. известные работы: «Рыбаки финны» (1855), «Черная скамья» (1871), «Больной музыкант» (1859), «Последняя весна» (1861) — все в Третьяковской гал.; «Перед отъездом» (1878; художеств. музей, Иваново); «Терем царевен» (1878; художеств. гал., Пермь); «Конец “Мертвых душ”» (музей-усадьба «Абрамцево»)]; племянник — пейзажист

Михаил Константинович Клодт [1832, С.-Петербург — 16.05.1902, там же; один из чл.-учредителей «Товарищества передвижников» (1870); в 1871—1886 вел пейзажный класс АХ; в Третьяковской гал. находятся его работы: «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Лесная даль в полдень» (1876) и наиб. известная — «На пашне» (1872)]. Петр Карлович (24.05.1805, Санкт-Петербург — 8.11.1867, мыза Халала, Финляндия), скульптор, академик АХ (1833), почетный академик Берлинской и Парижской академий иск-в, член Академии Св. Луки (Рим, Италия). Окончил арт. уч-ще с чином прапорщика (С.-Петербург, 1828); в годы учебы увлекся лепкой и резьбой из дерева маленьких фигур лошадей; в кон. 1820-х гг. вышел в отставку по болезни. Посещал классы Императорской АХ (с 1829); был профессором АХ (с 1838), заведовал литейной мастерской при ней, преподавал скульптуру. В 1858—63 гл. наблюдатель за преподаванием начертат. иск-в в воен.-уч. заведениях. Первое значит. его произв.— бронз. квадрига, установл. на Нарвских триумф. воротах в С.-Петербурге. Широкую известность получили работы: монумент.-декоративный ансамбль на Аничковом мосту (1850; 1-е экземпляры 2 групп, выполн. в 1842, были подарены имп. Николаем I прусскому королю, установлены перед Старым дворцом в Берлине; 2-е экземпляры тех же групп отлиты для подарка королю Обеих Сицилий, установлены при входе в Дворцовый сад в Неаполе); памятники равноапостольному кн. Владимиру в Киеве (1853) и баснописцу И. А. Крылову (1855, Летний сад, С.-Петербург), статуя имп. Николая I верхом на коне (1859, С.-Петербург); бронз. рельефы для Исаакиевского собора (1844—47) и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (1846—47). Петр Карлович — основатель рус. анималистич. скульптуры. Работал преим. в пластике малых форм, создавая статуэтки и группы, изображающие лошадей; достиг в этом жанре совершенства. В кон. 19 в. бронз. модели К. воспроизводились в каслинском литье и Кусинском литье. На Каслинском и Кусинском заводах было отлито более 20 статуэток и групп: уменьш. копии «аничковского» ансамбля, кабинетные скульптуры «Кобылица с жеребенком», «Кони на воле», «Конь оседланный», «Конь на привязи», «Конь с седоком», «Кляча», «Конь у изгороди», «Лошадь на воле», «Лошадь на водопое», «Лошадь испуганная», «Почтовая лошадь» и др. В 1887 АХ организовала в Екатеринбурге передвижную выставку, участником к-рой был Петр Карлович. Модели касл. художеств. литья экспонировались на выставках в Вене, Копенгагене, Лондоне, Париже, Стокгольме, Чикаго; пользовались широким спросом на урал. и всерос. рынках.

Константин Александрович [5(17).03.1867, с. Знаменское Орловской губ.— 26.08.1928, Каслинский завод Екатеринбургского уезда Пермской губ.], скульптор, внук Петра Карловича. Учился за казенный счет в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества по классу скульптуры в мастерской С. И. Иванова (1883—92). Зачетные работы К. были отмечены серебряной мед. В 1892 за создание фигуры «Тарас Бульба» награжден золотой мед., получил звание классного художника и чин 14-го класса. Принимал участие в выставках уч-ща в 1885/86, 1889/90, 1891/92. В 1896 попечит. советом уч-ща был признан лучшим учеником и за счет средств из фонда С. М. Третьякова отправлен для продолжения образования в Европу (вместе со скульптором С. Т. Коненковым). По возвращении в Москву нек-рое время работал на ф-ке золотых и серебряных дел К. Фаберже. В 1897—98 вольнослушатель Императорской АХ, где его учителем был В. А. Беклемишев. В 1898 преподаватель скульптуры и рис. Пензенского художеств. уч-ща. Руководил практич. работами по керамике. Выполнял заказы на изготовление скульпт. композиций (львиные головы для дома купца Вярвельского, лепные орнаменты для Крест. банка и др.). В 1899 совм. с С. М. Волнукиным работал над созданием конных групп для Моск. ипподрома. В 1921 в числе др. преподавателей, сторонников академич. системы обучения, был уволен из уч-ща как представитель «чуждого класса»; по приглашению бывшего форматора уч-ща П. В. Серегина переехал в Касли. В 1921—28 скульптор Каслинского чуг.-лит. завода. При его участии создан пам. героям, павшим за революцию (фигура рабочего; 1918—22), установл. на заводской площади в Каслях (см. Памятники истории и культуры). Изготовл. по этому образцу скульптуры были установлены также в В. Уфалее, Златоусте, Лысьве (Пермский край), Сысерти (Свердловская обл.). Константин Александрович разработал для печных дверок 15 образцов новых рельефов с сов. символикой (изображения серпа и молота, 5-конечной звезды, винтовки). Одним из первых изваял бюст и скульптуру В. И. Ленина. Автор ряда произв. декоративно-прикладного иск-ва (карандашница «Спорт», зажигалка «Ножка», нож для разрезания книг «Пионер», подставка для утюга). В 1925 принял участие в создании эмалировочного цеха завода. Разработал рис. для росписи чугунных тарелочек (на белом эмалевом поле изображены домашние птицы, цапля, лесной олень). Продолжая традицию М. Д. Канаева и Н. Р. Баха, руководил на заводе школой художеств. литья, в 1922/23 обучал рабочих лепке, рисованию и формовке. В 1923—25 заведующий учебной частью, в 1923—27 преподаватель лепки в ФЗУ. После сокращения выпуска художеств. литья в 1927 был переведен на должность скульптора в техн. отдел завода. В Каслях 18 июля 1987 установлен памятник К.— бюст из чугуна (скульптор А. С. Гилёв, чеканщик Н. М. Задорин), являющийся частью мемориала скульпторам (см. Каслинский мемориальный комплекс).