Комиссаржевская Вера Федоровна


Комиссаржевская Вера Федоровна (27.10.1864, Санкт-Петербург — 10.02.1910, Ташкент), актриса. Дочь оперного певца Ф. П. Комиссаржевского. Основам сценич. иск-ва обучалась у актера В. Н. Давыдова. Дебютировала в сезоне 1888/89 на любит. сцене (С.-Петербург). Играла в труппе под рук-вом К. С. Станиславского при Об-ве иск-ва и лит-ры (Москва, 1890/91;); в труппах Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, 1893/94), К. Н. Незлобина (Вильно, 1894—96); в 1896—1902 — на сцене петерб. Александринского театра. Событием в театр. жизни стало исполнение К. в 1896 роли Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова); по оценке Чехова, К. «играла изумительно». В 1896—1902 К. создала ряд ярких сценич. образов; Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Маргарита («Фауст» И. В. Гете), Мери («Пир во время чумы» А. С. Пушкина) и др. Решив собрать средства на создание собств. театра, в 1902 К. подписала контракт с антрепренерами А. Н. Кручининым и С. Ф. Сабуровым на гастрольную поездку по России — от Украины до Поволжья и Урала, от Молдавии до Кавказа. Гастроли, длившиеся ок. 2 лет, принесли К. всерос. известность. 15 сент. 1904 К. открыла собств. театр, на сцене к-рого сыграла ряд ролей отеч. и заруб. репертуара (Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Соня в «Дяде Ване» Чехова, Варвара Михайловна в «Дачниках» М. Горького и др.). Попытка создания символистского театра в сотрудничестве с В. Э. Мейерхольдом в 1906—07 оказалась неудачной; усугубились финанс. проблемы. К. выехала на гастроли в Америку (1908), затем по городам России (1908—10), намереваясь по окончании поездки закрыть свой театр и заняться преподаванием. Успешные гастроли завершились в Ташкенте (где К. умерла от черной оспы). К. похоронена на Тихвинском кладбище в С.-Петербурге. Ее имя носят С.-Петерб. гос. академич. драм. театр и Донской театр драмы и комедии (Новочеркасск). Личный архив К. хранится в РГАЛИ (фонд 789). В С.-Петерб. гос. театр. б-ке находится обширная коллекция мат-лов и документов К., собранная театр. худ. И. А. Топорниной. К. неоднократно бывала с гастролями на Урале: в Оренбурге (1903), Екатеринбурге и Перми (1904). В Чел. 2 июня 1909 театр К. показал на сцене Нар. дома «Кукольный дом» Ибсена, 3 июня — «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана. В рецензии на спектакль «Кукольный дом», опубл. в газ. «Голос Приуралья» и подпис. «В. Г.», отмечались талант и органичность К., игравшей «до того естественно и просто, что затрудняешься сказать — играет она Нору или живет сама, пользуясь Норой как символом для выражения своих мук, своего глубоко трагического “я”». То, что она играет и что дает этой игрой, так нераздельно слито, так полно выражено, что нет возможности провести грань между искусством и жизнью... Комиссаржевская — это такая мощная сила, что живому человеку не устоять против такого бьющего по сердцу тарана».