Конкурентоспособность Челябинской области, экон. и управленч. категория, определяющая качества, оценивающая ресурсы, свойства и преимущества области по сравнению с др. регионами. Хотя конкурентоспособность оказывает свое влияние на товарное пр-во св. 200 лет, она до сих пор не имеет общепризн. определения, т. к. напрямую зависит от фона, т. е. совокупности ист., полит., социальных и экон. условий, к-рые определяют само понятие «конкурентоспособность». К. Ч. о. характеризует достижения области не только в росте экон. показателей (ВВП, бюджетообеспеченность и др.), но и в целом ряде иных (уменьшение социального неравенства, безработицы; стабильные межэтнич. отношения; обеспеченность ресурсами; развитая инфраструктура и т. п.), позволяет ей самостоятельно выбирать пути развития при свободе от полит., идеологич., религ. и иных доктрин и отсутствии к.-л. дискриминаций в межэтнич. отношениях. Всякую конкурентоспособность, в т. ч. и К. Ч. о., можно рассматривать на микроуровне — по отд. товарам, услугам (определялась еще в доиндустр. время), мезоуровне — по производительности труда и объемам пр-ва, капитало- и наукоемкости, технолог. заделам и т. п. (характерно для индустр. эпохи), макроуровне — по объемам инвестиций в новое стр-во, новые технологии, инфраструктуру и др., по числу договоров социально-экон. сотрудничества и сальдо торг. баланса с др. субъектами РФ, заруб. странами и т. п. (характерно для эпохи глобализации). Чел. обл. достаточно успешно конкурирует на всех 3 уровнях, в результате чего прирост ее промышленной продукции в 2006 составил 10,4% по сравнению с предыдущим годом, по с.-х. продукции — 14,3%. Увеличился выпуск высококачеств. продукции, возросло кол-во предпр., активно ведущих модернизацию своего пр-ва (Кыштымский медеэлектролитный завод, «Магнезит», Магнитогорский металлургический комбинат, «Теплоприбор», Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский электродный завод, «Южуралзолото» и др.). В результате структурных изменений (появление холдингов на базе ММК, ЧМК, ЧТПЗ и др.) было создано неск. тысяч новых рабочих мест. Значит. выросли объемы капитального стр-ва, в т. ч. объектов инфраструктуры. Рос. инвестиции в осн. капитал области в 2006 составили 83,4 млрд руб., иностр.— 1,46 млрд долл. Конкурентные преимущества, составляющие основу К. Ч. о., определяются конкретными видами деят-сти с использованием различных стратегий. Ведущие предпр. области (перечисл. выше) активно используют технологии меньших издержек, т. е. создание материальных ценностей стоимостью меньшей, чем у конкурентов, гл. обр. за счет инноваций на всех этапах (снабжение, финансирование, пр-во, маркетинг, сбыт и т. д.). Этому способствуют также организационные меропр.: принятие «Концепции социально-экономического развития Челябинской области», «Плана развития электроэнергетики до 2015 г.», участие в рос. проекте «Урал Полярный — Урал промышленный» и др. Однако слабо используется методика дифференциации (создание таких ценностей, к-рые не могут предложить конкуренты). В то же время Чел. обл. имеет возможности эффективно использовать дифференциацию как в традиционных отраслях (металлургия, машиностроение, пр-во продуктов питания и др.), так и в отраслях транспорта и связи, чему способствует выгодное геогр. положение региона — на пересечении осн. трансп. путей. К.-л. общепризн. методик для определения конкурентоспособности субъекта РФ не создано. О ней судят по косвенным показателям, напр. по различным рейтингам. Так, междунар. финанс. агентства, в т. ч. «Мудис Интерфакс», присвоили Чел. обл. по кредитоспособности и инвестиционной привлекательности рейтинг Aa1 rus. Выше рейтинг имеют только Москва и С.-Петербург. Однако ж. «Эксперт», регулярно публикующий рейтинги инвестиционной привлекательности, дает для Чел. обл. рейтинг 2В — ниже международного.