Консалтинг


Консалтинг, вид аналитич. и исследоват. работы, связ. с решением проблем или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегич. планирования, хоз. управления, инвестиций и финансов, оптимизации и повышения эффективности производства. К. предусматривает исслед. и решение задач в области организации системы (системная модель, технология, маркетинг), бизнес-процессов (описание существующей схемы, анализ, оптимизация и перепроектирование), организационной структуры (структурные единицы, иерархия, функции, связи, полномочия), процедур управления (политика, регламент, технолог. инструкция), планирования и контроля, управления рекламой и др. Конечный результат деят-сти консультанта — решение конкретных проблем управления, повышение эффективности работы компании или производительности труда каждого работника, в нек-рых случаях — создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень. К.— самостоят. индустрия со значит. оборотами, в рамках к-рой развились ряд направлений: универсальное (финанс., налоговый аудит и др.), информ. технологии, услуг в области подбора персонала, инвестиционно-банковское, инвестиционное. К нач. 21 в. Россия представляла собой не более чем периферийный рынок консалтинговых услуг. Оборот отрасли по стране в 2001 составлял ок. 25 млрд руб. с сохраняющимся перевесом аудиторских услуг. Достоверные данные по объему и структуре рынка аудиторско-консалтинговых услуг по Челябинской обл. (как и по стране в целом) отсутствуют. Примерная оценка рынка аудита и К. Чел. обл. в 2001 приведена в табл. 1. С 1990-х гг. значит. вырос обл. рынок аудиторских услуг. Рынок консалтинговых услуг в Челябинской обл. до недавнего времени находился в стадии формирования, несмотря на то что спрос на них огромен. Многообразие задач в сфере управления и технологий их решения, отсутствие единых для отрасли стандартов качества объясняет высокий уровень дифференциации как услуг, так и самих фирм. Консалтинговые фирмы классифицировались по спектру предлагаемых услуг — универсальные, многопрофильные, специализир. (в определ. предметной области или отрасли); по способу консультирования — экспертные, процессные, обучающие; по роли в процессе решения задачи — аналитич., внедренч., интеграторы, поставщики типовых адаптивных решений. В большинстве случаев клиент делает выбор между консультантами, предлагающими решение разных задач (случаи прямой конкуренции в рамках тендерных заданий редки). Спрос формируют крупнейшие предпр. в сфере корпоративных финансов, удовлетворяется инвестиционными банками и крупнейшими рос. фирмами («Юникон/МС», «Объединенные консультанты ФДП», «СБТ» и др.). Из резидентов наиб. серьезные позиции занимает фирма «Стратум Консалтинг» (Челябинск, ЗАО, создано в июне 1997 ведущими специалистами Центра поддержки предпр.). Предоставляет услуги в области стратегич. и экспертного управленч. консультирования, готовит аналитич. мат-лы, тематич. публикации. Др. лидирующая компания — «Южно-Уральская коллегия консультантов». Создана в 1997 как кадровое агентство. Предоставляет практически весь комплекс консалтинговых услуг; занимается организационным структурированием, вопросами подбора персонала, финансов, маркетинга. Местные консультанты достигли успехов в сфере маркетинговых коммуникаций, PR- («Нью Имидж») и информационных технологий («Астра СТ»), однако более половины их проектов реализовано за пределами области. Услуги в сегментах организационного развития и кадрового К. в осн. оказывались фирмами-резидентами («ЮУКК», «Тирс», «Метод» и др.). Как и в аудите, предметом острой конкуренции между лидерами-резидентами и рос. фирмами являются пром. предпр. «второго эшелона». Ввиду отсутствия регулирующих норм существует значит. сектор частнопрактикующих консультантов, ср.-год. доход к-рых составляет не менее 10 млн руб. В Челябинской обл. спрос на К. продолжает оставаться невысоким, поскольку клиенты часто не имеют представления об услугах и возможностях конкретных фирм. Поэтому инициатива во мн. случаях исходит от консультантов. Компании проявляют инициативу при решении масштабных нестандартных задач (привлечение финансирования, корпоративная реорганизация, внедрение ERP-систем, сертификация по стандартам систем качества, разработка рекламных и PR-кампаний и т. д.); при проведении антикризисных меропр. (финанс. оздоровление, защита от банкротства или недружеств. поглощения, при смене собственника или управленч. команды, в случае резкого изменения макросреды или условий конкуренции и т. п.); при достижении лучших операционных результатов в текущей деят-сти (постановка системы контроллинга, оптимизация снабжения, налоговое планирование, проведение маркетинговых исслед. и др.). Спрос на такого рода услуги предъявляют клиенты, обеспечившие эффективное взаимодействие собственников предпр. и менеджеров в целях развития компании. Частота спроса (по типу бизнеса и направлениям К.) в Челябинской обл. представлена в табл. 2.