Копейский ремонтно-механический завод


Копейский ремонтно-механический завод, предприятие по ремонту и изготовлению горно-шахтного оборудования, электродвигателей и металлич. крепежных конструкций, с 2003 структурное подразделение ОАО «Челябинская угольная компания». Первый Копейский рудорем. завод был создан в 1939 на базе Центр. механич. мастерских комбината «Уралуголь». В годы Великой Отечественной войны на его пром. площадке были размещены эвакуир. Горловский машиностр. завод им. С. М. Кирова (Донецкая обл., Укр. ССР) и завод № 258, что переориентировало предпр. на выпуск продукции оборонного значения (см. Копейский машиностроительный завод). В связи с тем что Чел. угольный басс. лишился механич. базы, в 1942 в пос. Тугайкульском (ныне терр. Копейска) был создан новый рудорем. завод на базе Копейского энергоуправления и эвакуир. Новочеркасского завода им. П. Л. Войкова. В 1942—45 предпр. изготавливало совковые и штыковые лопаты, пики отбойных молотков, болты решетчатые, костыли и накладки, производило ремонт электродвигателей старых марок. В 1944 начался выпуск насосов, колонковых лебедок, клетей, транспортеров и деталей к ним, запчастей для компрессоров, металлоконструкций, загрузочных устройств. Передовиками в те годы были Н. С. Ворошин, А. Ф. Говорухина, В. В. Замятин, Н. А. Корчугин, С. И. Кучинский, А. В. Мезенцев, П. Д. Печерских. Велось расширение предпр.: построен кузнечно-термич. цех (1944), литейный (1946), 2 механосборочных (1950 и 1953), цех металлоконструкций. Одноврем. увеличивались объемы пр-ва и расширялись ассортимент выпускаемой продукции и виды осуществляемого ремонта. В 1949 освоено пр-во металлич. копров, разгрузочных ферм терриконика, подвагонных толкателей и др. В 1951 завод приступил к ремонту врубочных машин. В 1952—53 освоен ремонт угольных комбайнов «Донбасс» и углепогрузочных машин С-153, в 1958 — капитальный ремонт углепогрузочных машин 0-5 и НГЛ-30, породопогрузочных машин ПГМ-3; увеличился объем ремонта компрессоров. В эксплуатацию введен цех по ремонту электродвигателей. Предпр. спроектирована и пущена в пр-во посадочная лебедка для извлечения шахтных дерев. стоек. В 1959 завод полностью оснастил оборудованием и конструкциями 2 новые шахты; осуществлял ремонт 45 новых видов машин для пусковых объектов эксплуатационных шахт и предпр. совнархоза. В 1962 начался выпуск калориферов, тормозных колодок для кольцевого конвейера. В 1968 освоено пр-во ряда новых видов продукции: козловых кранов ККС-10, большегрузных скипов, загрузочных устройств, цепных толкателей и др. Создана лаборатория по ремонту контрольно-измерит. приборов газовой защиты. С 1969 велось техн. перевооружение завода: введен в строй цех металлоконструкций, освоено 2700 м2 производств. площадей. В 1952—62 предпр. построено 12 двух- и трехэтажных газифицир. домов с центр. отоплением, водопроводом и канализацией; в 1987 сдан в эксплуатацию 44-квартирный дом, в 1993 — 55-квартирный; кроме того, построены ДК, детский сад, школа, 36 двух- и одноквартирных домов. В 1975 Копейский рудорем. завод получил совр. назв. и вошел в состав ПО «Челябинскуголь» (ныне Чел. угольная компания). В кон. 1990-х гг. произошел резкий спад добычи угля, что привело к снижению потребности в продукции завода. Численность работающих уменьшилась в 1,5 раза. В нач. 2000-х гг. на заводе возросли объемы производимого капитального ремонта оборудования, а также выпуска новой продукции: проходч. и добычных комбайнов, новых моделей погрузочных машин, различных механизир. комплексов. Завод оснащен поточной механизир. линией но изготовлению шахтной металлич. крепи. Ежегодно изготавливается 12—15 ед. спец. технолог. оборудования (испытат. стенды, высокопроизводит. станки, гидропрессы, средства механизации, грузоподъемные краны, кран-балки и пр.). К. р.-м. з. поставляет свою продукцию мн. предпр. Кемеровской, Нижегородской, Свердловской и Чел. обл., а также Барнаула, Иркутска и Перми. Предпр. руководили: И. Н. Подрезов (1942—43), Н. П. Полежаев (1943—50), А. Н. Плешивцев (1950—68), И. А. Абрамов (1968—85), Ю. Ф. Тверезый (1985-97), Б. П. Уткин (1997-2005). С 2005 дир. А. А. Киссельман.