Копойский авторемонтный завод


Копойский авторемонтный завод (КАРЗ), предприятие по выпуску и ремонту автомоб. оборудования. Основано в 1960 на базе центр. авторем. мастерских для капитального ремонта автомобилей объединения «Челябинскавтотранс», а также их агрегатов и двигателей. Труд. коллектив составляли 117 чел. Первый дир. завода М. А. Косов. В 1960—61 КАРЗ осуществлял ремонт автомобилей ЗИС-5, ГАЗ-67 и их агрегатов. В нач. 1960-х гг. числ. сотрудников возросла до 252 чел. В 1961 на КАРЗ начали поступать автомобили ЗИС-150, их двигатели и агрегаты, более сложные в технолог. отношении, ремонт к-рых потребовал создания специализиров. бригад и новых производств. участков (кабинного, рамного, по ремонту электрооборудования). В 1963 освоен ремонт автомобиля ЗИЛ-164 и его агрегатов. В этот период на предпр. осуществлено стр-во шинорем. цеха, произведена рек-ция участка по ремонту автошин методом наложения протектора. В 1965 введены в эксплуатацию новая котельная, ЛЭП, компрессорная станция, техн. водовод. По объемам пр-ва КАРЗ входил в первую десятку авторем. заводов РСФСР. В 1972 производств. программа ремонта полнокомплектных автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-585 достигла 1100 ед. в год, двигателей и агрегатов — 3000 ед.; в 1973 началось освоение капитального ремонта автомобилей ЗИЛ-130. На заводе реконструированы кабинный, рамный, моторный участки и испытат. станция, к гл. корпусу пристроено производств. здание площадью 1200 м2, в к-ром разместилось разборно-моечное отделение; смонтирован конвейер сборки двигателей ЗИЛ-130. Обновлен конвейер сборки двигателей ЗИЛ-164; установлено новое оборудование для ремонта базисных деталей. В 1972 КАРЗ приступил к ремонту гидромеханич. передачи автобуса ЛиАЗ-677. Наряду с увеличением производств. программы по капитальному ремонту завод осваивал выпуск новых видов продукции. В 1981 завод приступил к выпуску 2-осных прицепов модели А-320, панелевозов А-483. С 1982 по заданию Минавтотранса РСФСР началось изготовление большегрузных трансп. средств. В этот период завод выпускал малыми сериями прицепы для перевозки тяжелых негабаритных грузов весом 200—600 т. На них перевозились уник. конструкции, хим. реакторы, трансформаторы большой мощности, речные суда. На предпр. были изготовлены прицепы: ТС-280 — для перевозки хим. реактора на строящийся в Волгоградской обл. завод «Азот», ТС-160 — для транспортировки судов на подводных крыльях, ТС-80 — для длинномеров, ТС-25 — для перевозки по улицам Москвы в павильон «Космос» ВДНХ СССР космич. комплекса «Союз — Аполлон». Прицепы и полуприцепы изготовлялись для 15 областей Урала и Сибири. Для транспортировки сыпучих грузов выпущено 3,5 тыс. прицепов А-349; 900 из них эксплуатировались в Челябинской обл. Изготовл. на предпр. нестандартизир. оборудование для техн. обслуживания и ремонта автомобилей поставлялось в мастерские Вьетнама, Йемена, Камбоджи, Кубы, Лаоса, Никарагуа и Саудовской Аравии. В 1987—90 велось пр-во самосвального полуприцепа А-991. В 1989 освоено изготовление фургона для перевозки хлебобулочных изделий, сдан в эксплуатацию цех по переосвидетельствованию газовых баллонов для автомобилей. КАРЗ первым из заводов Урала освоил перевод автотранспорта на сжиж. природный газ. В 1992 КАРЗ преобразован в АОЗТ, в 1997 получил статус ЗАО. Наряду с УралАЗом, «Строммашиной» и др. вошло в Пром. ассоциацию предпр. Урала как завод, изготавливающий спец. трансп. средства. В этот период им освоен выпуск фургонов и узла седельно-сцепного устройства для автомобилей «Урал». С 1995 предпр. производит спецтехнику, автофургоны для автомобилей «Газель», ЗИЛ, «Урал». При проведении капитального ремонта автомоб. двигателей, коробок передач, гидромеханич. передачи автобуса ЛиАЗ-677, для восстановления шеек коленчатых валов на предпр. применили технологию низкотемпературного плазм. напыления. В 1960—90 развивалась социальная сфера предпр.: для сотрудников построены жилой 129-квартирный дом (1974), два 33-квартирных дома (2000), 44-квартирный дом для авторемонтников в рабочем пос. Горняк (1988); создан центр здоровья с комнатой психол. разгрузки, кабинетом массажа, залом леч. физкультуры (1988); на оз. Сугояк введена в эксплуатацию база отдыха «Автомобилист» (1968). Значительный вклад в развитие завода внесли: П. М. Анохин, А. С. Бабыкин, В. К. Буртасов, Г. Е. Гамаюнов, В. М. Ерохин, А. В. Лискин, Ю. А. Москвичев, А. Г. Орленко, С. А. Петрик, В. П. Полозов, Е. К. Струнин, Ю. Худяков, А. Циммерман, А. А. Чиняев, А. К. Шмидт. В 1970 за высокие показатели в работе 4 сотрудника предпр. были награждены орд. Трудового Красного Знамени, 7 — орд. «Знак Почета». В разные годы КАРЗ возглавляли: В. М. Ваховский, Н. А. Горбунов, Е. М. Девятов, В. И. Жихарев, В. И. Киселев, В. И. Матковский, Ю. Ф. Тверезый. С 2002 исполнит. дир. завода А. В. Сумин. В 1990-х гг. спрос на продукцию автомоб. пр-ва сократился в 8 раз. Численность работающих на КАРЗе снизилась с 920 до 300 чел. В 2001 год. объем реализации составил 23520 тыс. руб. (сократился на 22% по сравнению с 2000). Согласно решению Арбитражного суда Чел. обл. на предпр. 16 мая 2002 введено внеш. управление. В 2005 КАРЗ перешел в собственность ООО «Маркиз».