Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (ККОВ), селькресткомы, общест. организации, создававшиеся в 1920-е гг. для экон. поддержки беднейших слоев крестьянства. Организовывались сельсоветами на основе добровольного членства. Из гос. земельного запаса селькресткомам выделялись земли по договору, к-рый предусматривал их общест. запашку, применение правильного севооборота, помощь в снабжении с.-х. инвентарем, возможность использования получ. урожая на содержание сельсоветов, школ, создание семенных запасов. ККОВ запрещалось использование наемного труда и субаренды. Комитеты должны были способствовать развитию коллективистских начал в крест. среде, содействовать распространению агротехн. знаний через агрономов-инструкторов, присылавшихся земельными отделами местных Советов. Политика Советской власти в отношении села характеризовалась классовым подходом к оказанию помощи населению. После голода 1921—22 компенсации, налоговые и кредитные льготы, семенные ссуды и т. п. предоставлялись в первую очередь или исключительно «маломощным» х-вам; к таковым относились х-ва, где посев не превышал 0,5 дес «на едока» при урожае до 10 пуд с десятины, наличии не более 1 коровы и 1 лошади. Сельсоветы не располагали достаточными материальными средствами для поддержки маломощных х-в. Малоимущая часть сел. населения не проявляла активности в вопросах землеустройства, расширения посевов и агротехн. усовершенствований. Жит. станиц и поселков нередко считали ККОВ «ненужной организацией». Чл. комитетов, в осн. бедняки, относились к работам по общест. запашке и к собр. кресткомов пассивно, к имуществу — небрежно; проявляли интерес гл. обр. к распределению семян и прод. фондов, топлива и лесоматериалов. Общест. запашка, незначит. по величине, не обеспечивала необходимых объемов урожая. В 1924 материальная база Коельского (ныне с. Коелга Еткульского района) ККОВ, насчитывавшего 136 чл., состояла из 10 ед. сельхозтехники, 3 лошадей, 3 коров; зерновой фонд содержал 223 пуд ржи, овса и проса; действовала своя кузница. Формально комитет имел на попечении 40 беспризорных детей и 17 инвалидов, к-рым, согласно отчету предс., не мог оказать реальной помощи. Комитет активно занимался разбирательством конфликтов между батраками и работодателями, готовил дела для передачи в нар. суд. Селькресткомы, большинство из к-рых имели в распоряжении по 40—70 руб. членских взносов, расходовали ден. средства на мелкие нужды (устройство праздника, палисадника у школы и др.). Слабость материальной базы не позволяла комитетам развернуть работу в полн. объеме до 1925—26. Нек-рые кресткомы имели мельницы, являвшиеся осн. источником их доходов. Материальная помощь беднейшему крестьянству выражалась гл. обр. в бесплатном отпуске леса и дров. На Урале в 1927 по фондам ККОВ бедняки получили 212 тыс. пуд семенного мат-ла; кол-во приобрет. комитетами с.-х. техники составило 2351 ед. К 1928 на Урале насчитывалось 4,5 тыс. ККОВ. Увеличилась помощь малоимущим х-вам в виде предоставления кредита для приобретения инвентаря, семян, стр-ва домов. Возросла роль комитетов в организации кооперативов: кресткомы нередко платили за бедняков вступит. взнос. Осн. недостатком в деят-сти кресткомов оставалась слабость материальной базы: в их распоряжении не было ни рабочего скота, ни тракторов.