Куприянов Максим Игнатьевич


Куприянов Максим Игнатьевич [19.08(1.09).1911, ст-ца Морозовская Екатеринославской губ.— 1988, Челябинск], железнодорожник, Герой Социалистического Труда (1959). Оставшись без родителей, воспитывался в детских домах. С 1930 на Магнитострое: пом. машиниста, с 1931 машинист паровоза. В 1936 окончил курсы машинистов. С 1937 в депо ст. Златоуст. В 1941—42 по инициативе К. организованы «боевые (сквозные) рейсы» по всему участку следования состава с передачей паровоза сменной бригаде на ходу. К. выступил с инициативой обеспечить экономию топлива и удлинить сроки межрем. периода эксплуатации паровозов. Разработ. им техн. усовершенствования ведущей части паровоза позволили увеличить межподъемочный пробег локомотива до 100 тыс. км (при 38 тыс. км по норме). В 1943 К. довел среднесуточный пробег своего паровоза до 450 км (при норме 250 км). В годы послевоен. 5-летки стал инициатором соревнования рабочих ведущих профессий (совм. со сталеваром В. М. Амосовым), движения за экономию топлива путем перехода на смесь бурых (тощих) и жирных углей. С приходом в Златоуст первого электровоза К. выступил инициатором соревнования за 500-км среднесуточный пробег электровоза. Первым стал водить тяжеловесные поезда через Урал. хр. (на участке Златоуст — Кропачево). В 1953 за счет повышения техн. скорости увеличил среднесуточный пробег электровоза более чем на 100 км в сутки, довел пробег электровоза между периодич. ремонтами до 25 тыс. км (при норме 15 тыс. км). С 1968 жил в Чел. Награжден 2 орд. Ленина (1945, 1959), 9 мед., знаком «Почетный железнодорожник» (1945) и др.