Максимова Екатерина Сергеевна


Максимова Екатерина Сергеевна (р. 1.02.1939, Москва), артистка балета, педагог, нар. артистка СССР (1973), лауреат Государственной премии СССР (1981), Гос. пр. России (1991). Окончила Моск. хореогр. уч-ще (1958; педагог Е. П. Гердт), ГИТИС (1980; специальность «педагог-балетмейстер»). В 1958—88 артистка Большого театра СССР. Была первой исполнительницей партий: Маши («Щелкунчик» П. И. Чайковского, 1966), Фригии («Спартак» А. И. Хачатуряна, 1968), Авроры («Спящая красавица» Чайковского, 1973), Эолы («Икар» С. М. Слонимского, 1976), Балерины («Эти чарующие звуки...» на муз. А. Корелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо, Дж. Торелли; 1978), Шуры Азаровой («Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова, 1980), Анюты («Анюта» В. А. Гаврилина, 1986). С 1980 выступала в спектаклях Моск. ансамбля классич. балета. Специально для М. были поставлены сольные хореогр. номера: «Соловей» на муз. А. А. Алябьева (1957, балетм. В. Варковицкий), «Мазурка» на муз. А. М. Скрябина (1960, балетм. К. Голейзовский). М. сотрудничала с заруб. хореографами и коллективами: М. Бежаром («Балет XX века», Бельгия; роль Юлии в балете «Ромео и Юлия» Г.-Л. Берлиоза); с труппой театра «Сан-Карло» (Италия) участвовала в спектакле «Парижское веселье» (на муз. Ж. Оффенбаха — М. Розенталя, хореограф Л. Ф. Мясин; 1988), в ролях Продавщицы перчаток и Ромолы — в балете «Нижинский» (1989, реж. Б. Менагатти); с Марсельским балетом (Франция) исполняла роль Розы (балет «Голубой ангел» на муз. М. Констана, хореограф Р. Пети; 1987); с Англ. нац. балетом — роль Татьяны (балет «Онегин» на муз. Чайковского, хореограф Дж. Кранко; 1989). М. первая исполнительница сольных и заглавных партий в балетах В. В. Васильева: «Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии» на муз. аргентинских композиторов (1983; экранизированы на ТВ в 1985), «Золушка» (Театр балета Кремлевского Дворца съездов, 1991). В телевизионных балетах М. исполнила партии: Девочки («Трапеция» Прокофьева, 1970), Элизы Дулиттл («Галатея» Т. Когана, 1977; приз «Злата Прага», 1978; Почет. диплом в Лондоне), Петер («Старое танго» Когана, Н. Бродского, 1979; «Лентелефильм»; приз Интервидения в Чехословакии), Анюты («Анюта» Гаврилина, хореограф Васильев; «Ленфильм», 1982; Гос. пр. РСФСР, 1984), Примадонны («Чаплиниана», муз. Ч. Чаплина; «Лентелефильм», 1987). Снималась в кинофильме-балете «Хрустальный башмачок» (1960, по «Золушке» Прокофьева); в панорамном кинофильме «СССР с открытым сердцем» (1961); в телеэкранизации балетов: «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (1971), «Эти чарующие звуки...» (1981), «Сотворение мира» (1982, под назв. «Адам и Ева»); в художеств. фильме-опере «Травиата» (1982, реж. Ф. Дзефирелли). Творчеству М. и Васильева посв. телевизионные фильмы: «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), франц. видеофильм «Катя и Володя» (1989). С 1982 М. преподаватель, с 1988 доцент кафедры хореографии ГИТИСа. С 1990 балетмейстер-репетитор Театра балета Кремлевского Дворца съездов, затем балетмейстер-репетитор Большого театра России. Среди учеников М.: А. Антоничева (прима-балерина Большого театра, засл. арт. России); Н. Балахничева (солистка театра «Кремлевский балет», лауреат междунар. конкурсов), Ж. Богородицкая (засл. арт. России). В спектаклях Челябинского театра оперы и балета им М. И. Глинки М. исполнила партии Жизели («Жизель» А. Адана) и Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса). Балетмейстер-репетитор Т. Б. Предеиной в работе над партиями Анюты («Анюта» Гаврилина, балетм. Васильев), Золушки («Золушка» Прокофьева, балетм. Васильев). Лауреат 1-й пр. Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957), междунар. конкурсов артистов балета (1959, Вена; 1964, Варна),пр. А Павловой (1969) и М. Петипа (1972) в Париже, пр. Ленинского комсомола (1972). С 2001 в Чел. проходит фестиваль «В честь Екатерины Максимовой».