Мамин Яков Васильевич


Мамин Яков Васильевич [6(18).10.1874, с. Балаково Николаевского уезда Самарской губ.— 9.08.1955, Челябинск], механик, изобретатель в области дизеле- и тракторостроения. Род. в крест. семье. Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем (1885) в мастерскую Ф. А. Блинова — изобретателя первого рус. гусеничного трактора с паровым двигателем (позднее М. усовершенствовал двигатель трактора Блинова). Сконструировал 2-лемешный плуг (Малая серебряная мед. на выставке в Саратове, 1893), пожарный насос (мед. и пр. 300 руб. на выставке в Пензе). Открыл свою мастерскую. В 1890-х гг. приступил к созданию тракторных двигателей внутр. сгорания. В 1906 усовершенствовал бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе (нефти) — «Русский дизель», на базе к-рого им же был создан колесный трактор, известный как «Русский трактор». В 1911—13 М. разработал целое семейство т. н. рус. тракторов для различных нужд с. х-ва; «Универсал» (мощность двигателя 20 л. с., производительность при пахоте 3-лемешным плугом на глуб. 4—4,5 вершка — 3 дес в день, грузоподъемность до 200 пуд), «Посредник» (мощность 30 л. с., производительность при пахоте 4-лемешным плугом — 4 дес в день, грузоподъемность до 500 пуд), «Прогресс» (мощность 60 л. с., производительность при пахоте 8-лемешным плугом — 8 дес в день, грузоподъемность до 1000 пуд). Созданные М. тракторы отличались рядом преимуществ перед появившимися в стране амер.: работали на более дешевом топливе, были просты в эксплуатации, модели «Посредник» и «Прогресс» имели большое кол-во унифицир. деталей. В 1911—14 в г. Балакове выпущено св. 100 тракторов (ныне завод по пр-ву и ремонту двигателей большой мощности в Балакове носит назв. «Волжский дизель им. бр. Маминых»). В 1915 М. создал новый трактор «Гном». На заводе «Возрождение» (г. Марксштадт, Немцев Поволжья АССР) начал серийный выпуск двигателей. В 1921 испытывал электроплуг с меньшим весом на полях с.-х. академии им. К. А. Тимирязева. В 1924 там же успешно прошли испытания трактора «Карлик», созданного на заводе «Возрождение» (ныне «Волгодизельаппарат»); проф. В. П. Горячкин одобрил изобретение как простейший тип с.-х. трактора. В 1937 М. приехал в Чел. С 1938 в Чел. ин-те механизации сельского хозяйства (позднее ЧИМЭСХ) научный сотрудник на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей. Продолжал совершенствовать 2-тактный газовый двигатель марки ЧИМЭСХ. Создал модель газогенератора, работающего также на соломе (1939), изобрел работомер для механич. учета и контроля работы трактора. М. был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1954), мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», золотой и бронз. мед. Всесоюз. с.-х. выставки (1955). На стене здания ЧГАУ установлена памятная доска с барельефом (скульптор И. В. Бесчастнов) и текстом: «С 1938 по 1955 работал в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства пионер советского тракторостроения Мамин Яков Васильевич». В ун-те учреждена пр. им. М., лауреатами к-рой становятся студенты, активно занимающиеся н.-и. работой. Именем М. названа улица в Тракторозаводском районе Челябинска.