«Мухаммадия»


«Мухаммадия», медресе (Троицк). Открыто при 2-й троицкой соборной (пятничной) мечети М. Яушевым, ежегодно выделявшим на содержание медресе и мектеба при нем 8—10 тыс. руб. (си. Духовное образование мусульманское). «М.» имела вакуф [вакф (в пер. с арабского букв.— удержание), имущество, в соответствии с мусульм. правом отказ. гос-вом или частным лицом на религ. или благотворит. цели] в неск. тысяч руб., пожертв. Душевыми. В кон. 19 — нач. 20 вв. «М.» была самым передовым мусульм. уч. заведением в Троицке. Давала образование на уровне игдадия (выше ср.). Обучение, длившееся 7 лет, стоило 10 руб. К 1914 в «М.» было 250 шакирдов (учащихся). Для иногородних имелось общежитие. При поступлении в 1-й класс рушдии (отделение, дававшее ср. образование) учащиеся сдавали экзамены по тат. и рус. яз., арифметике, богословию; при поступлении в 1-й класс игдадии добавлялись испытания по арабскому яз. и географии. Обучение велось в форме лекций, бесед (мозакара), диспутов (моназара), использовались наглядные пособия (плакаты, карты, атласы, рис. и т. п.). Изучались Коран и богословские книги, мусульм. право (фикх), религ. догматика (калям), хадисоведение [хадис (арабское) — изречение], основы исламской философии (фалсафа) и светские дисциплины, входящие в программу общеобразоват. средней школы, а также в курс подготовки пед. кадров (математика, физика, астрономия, этика, психология, география, история, в т. ч. всеобщая и рос., риторика, медицина с основами гигиены и др.), мн. времени уделялось преподаванию рус. яз. Медресе располагало большим собранием трудов вост. авторов, благодаря к-рым учащиеся знакомились и с античной филос. мыслью. В «М.», как и в др. джадидских медресе, существовала специализация мугаллимов (учителей) по 2—3 (не более) предметам; были введены дневники, табели, похвальные листы, проводились регулярные проверочные работы и экзамены (имитихан); повседневная жизнь шакирдов (в т. ч. и внеурочная) строилась в соответствии со строгим недельным расписанием. Классы были оснащены партами, звонками; велись журналы успеваемости. Управляла «М.» коллегия, в к-рую входили мударрис (зав.), старшие преподаватели и представители махалли (общины). Коллегии подчинялся совет, состоявший из мугаллимов (учителей) и представителей шакирдов; к его полномочиям относились вопросы преподавания, успеваемости и дисциплины. Мударрисом «М.» был хазрат М. Бикматов — имам-хатыб 2-й соборной мечети, один из первых в России начавший проповедовать в храме не на арабском, а на тат. яз. Его сменил Н. Максудов, к-рый в марте 1917 участвовал в совещании мусульм. фракции 4-й Гос. думы. Преподавали в «М.» педагоги Г. А. Баттал, Х. Зайникеев (отец Х. Х. Зайни), В. Курбангалеев, Ф. Черкасов и др. Формально являясь религ. школой, «М.» сыграла заметную роль в подготовке кадров нац. интеллигенции в дорев. период. В 1917 «М.» была переим. в тат. учител. семинарию; в нач. 1920-х гг. закрыта.