Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Нормативные правовые акты Челябинской области

Нормативные правовые акты Челябинской области, изданные в установл. порядке уполномоченными на то органами гос. власти акты правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы. Будучи обнародов., правовая норма приобретает гос.-властный характер, т. е. обязательна для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, гос. и общест. органами. Н. п. а. выступают в виде офиц. гос. документов, к-рые имеют обязат. атрибуты: назв. акта (закон, пост., распоряжение), наим. органа, принявшего акт (Законодательное собрание, губернатор Челябинской области, Правительство Челябинской области), и т. д. Существ. значение имеет классификация Н. п. а. по юрид. силе и субъектам правотворчества. Юрид. сила определяет место и роль Н. п. а. в системе законодательства РФ и области, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, устанавливает соотношение одного акта с др. и указывает на верховенство или подчиненность Н. п. а. Высшей юрид. силой обладают законы, принимаемые в особом законодат. порядке либо непосредств. волеизъявлением населения (см.: Референдум местный; Референдум Челябинской области) и регулирующие наиб. важные составляющие общест. отношений. По степ. важности (юрид. силе) законы делятся на осн. и обыкнов. К первым относятся Устав (Основной закон) Челябинской области (принят в 1995), к-рый вместе с Конституцией РФ определяет статус области как субъекта РФ. В Уставе изложены принципы организации власти, закреплены полномочия и порядок взаимодействия органов гос. власти, конкретизируются разграничение предметов ведения с РФ, порядок обеспечения прав и свобод человека и гражданина, вопросы собственности субъекта федерации, экон. и социального развития, адм.-территориального устройства и местного самоуправления. Устав области является базой для текущего законодательства, определяет его характер. Обыкнов. законы представляют собой акты текущего законодательства, посв. различным сторонам полит., экон., социальной жизни области. В 1997—2000 Законодат. собр. Чел. обл. приняло ок. 320 законов. Более половины законопроектов вносится в качестве законодательной инициативы губернатором области. В ряду наиб. значимых законов, принятых деп. Законодат. собр. последних созывов: «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области», «Об охране труда в Челябинской области», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области», «О референдуме Челябинской области», «О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области», «О схеме управления Челябинской областью», «О наградах Челябинской области», «О поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг для областных государственных нужд», «Об установлении единого дня голосования на выборах в органы местного самоуправления и продлении или сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Челябинской области», «О государственном прогнозировании, программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах», «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», совокупность законов о статусе и границах гор. округов и муниципальных районов и т. д. Устав (Осн. закон), законы обл. и федеральные подлежат гос. защите на терр. области и служат рук-вом в деят-сти судов, прокуратуры, иных правоохранит. органов. Офиц. толкование Устава, законов области осуществляется законодат. органом власти. Др. разновидность Н. п. а.— подзаконные акты. Их издают органы как законодательной (представительной) власти, так и исполнительной власти. Законодат. собр. области, в частности, принимает пост. о введении в действие законов области, а также пост. нормативного характера («О плане работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области», «Об исполнении в 2003 г. областной целевой программы “Жилье” на 2002—10 гг.», «Об отчете о состоянии управления государственной собственностью Челябинской области за 2003 г.», «Об административно-территориальных преобразованиях в Челябинской области» и т. д.). Губернатор, Прав-во Чел. обл. принимают пост. и издают распоряжения по вопросам, отнес. к их компетенции. Среди подзаконных Н. п. а. главенствующее положение занимают пост. губернатора (в 2003—04, в частности, были приняты пост.: «О создании единой электронной системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области», «Об организации выставочной деятельности в 2004 г.», «О мероприятиях по охране окружающей среды», «О разработке прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2005 г. и параметрах прогноза социально-экономического развития Челябинской области до 2007 г.», «О мерах по формированию областного фонда зерна в 2004 г.», «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области за IV квартал 2004 г.» и мн. др.). Прав-вом Чел. обл. приняты пост.: «О Красной книге Челябинской области», «Об областном продовольственном фонде для обеспечения продуктами питания учреждений социальной сферы Челябинской области на 2004 г.», «О выделении квот на добычу драгоценных металлов на 2003 и 2004 гг.», «О развитии негосударственного пенсионного обеспечения населения Челябинской области», «О создании областного государственного унитарного предприятия Челябинской области “Штаб студенческих отрядов”», «О взаимодействии между Правительством Челябинской области и Федерацией профсоюзов Челябинской области в сфере социального партнерства», «Об утверждении границ нотариальных округов и численности нотариусов на территории Челябинской области»; издано распоряжение Прав-ва Чел. обл. «О создании межведомственного координационного Совета по вопросам инновационной деятельности Челябинской области» и мн. др. Акт исполнит. власти (по юрид. силе ниже закона) принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания требованиям закона. К числу действующих относятся только те законы и иные Н. п. а. области, к-рые официально опубл. для всеобщего сведения. Не подлежат офиц. опубликованию Н. п. а. или отд. их положения, содержащие сведения конфиденциального характера или составляющие гос. тайну. Н. п. а. области вступают в силу одноврем. на всей терр. Чел. обл. со дня их опубликования, если в офиц. изд. органов гос. власти области («Ведомости Законодательного собрания Челябинской области», «Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области», газ. «Южноуральская панорама») не определен иной порядок вступления в силу. От имени субъекта федерации в пределах своей компетенции издают распоряжения и приказы рук. органов исполнит. власти. Н. п. а. области утверждаются программы, регламенты, положения, инструкции и др. документы, используемые в правотворч. практике. Органы гос. власти области, а также их должностные лица несут ответственность за принятые акты. Представит. органы и главы адм. гор. округов и муниципальных районов также принимают Н. п. а. (в форме решений и т. д.), устанавливающие правила, обязат. для исполнения на терр. округа, района, а также решения, регламентирующие вопросы их деят-сти. Основополагающие Н. п. а. направляются на юрид. экспертизу в Мин-во юстиции РФ. Н. п. а. области могут быть признаны недействит. в суд. порядке, если они не соответствуют Конституции РФ, федеральным законам, Уставу и законам области. Органы гос. власти Чел. обл. не вправе издавать Н. п. а. иных видов, кроме предусмотр. Уставом (Осн. законом) области и законом «0 нормативных правовых актах Челябинской области» от 30 мая 2002 (с изменениями, внес. 29 янв. 2004).

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика