Охотничий надзор государственный, спец. орган в системе управления охотничьего х-ва. На гос. уровне его возглавляет Федеральная служба по вет. и фитосан. надзору (находится в ведении Мин-ва сельского хозяйства РФ — Россельхознадзора), на к-рую возложены функции контроля и надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира, отнес, к объектам охоты; на регион.— Управление федеральной службы по вет. и фитосан. надзору. В состав управления входят районные службы Росохотнадзора, к-рые действуют практически во всех адм. районах и городах, за исключением Еманжелинска, Коркино, Чел. Россельхознадзор с его территориальными органами в соответствии с пост. Прав-ва РФ № 87 от 19 янв. 1998 является специально уполномоч. органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Гл. задачи Россельхознадзора и его органов на местах: гос. управление охотничьим х-вом РФ; охрана и контроль за охотничьими ж-ными и ведением охотничьего х-ва; разработка концепции развития охотничьего х-ва на основе достижений науч.-техн. прогресса; разработка и осуществление гос. меропр. по охране, воспроизводству и рацион. использованию ресурсов охотничьих ж-ных; организация и осуществление гос. надзора за соблюдением Правил охоты, выдачи удостоверений (охотничьих билетов) на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих ж-ных. Осуществляя гос. надзор за соблюдением Правил охоты, работники службы Россельхознадзора оформляют на нарушителей протоколы для привлечения их к адм., а в ряде случаев и к уголовной ответственности. В Челябинской обл. ежегодно фиксируется до 1000—1200 нарушений Правил охоты, из них 70% выявляют работники Росохотнадзора и до 30% — штатные работники охотничьих х-в (общест. инспекторы, работники милиции и др.). Ослабление О. н. ведет к росту браконьерства и, как следствие, к сокращению числ. промысловых ж-ных, прежде всего копытных. В Челябинской обл. в связи с ухудшением социально-экон. обстановки и ослаблением О. н., особенно в 1990-х гг., числ. лося сократилась с 14 тыс. (в 1990) до 5 тыс. голов (в 2000), т. е. почти в 3 раза. Необходимость усиления О. н. диктуется изменением форм собственности на землю и др. природные ресурсы. Широкое участие общест. орг-ций и всех граждан в охране природы и животного мира может способствовать усилению эффективности действий О. н.