Патон Евгений Оскарович


Патон Евгений Оскарович [20.02(4.03). 1870, Ницца, Франция — 12.08.1953, Киев], ученый, специалист в области сварки и мостостроения, академик АП СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1943), заслуженный деятель науки Укр. ССР (1940), лауреат Государственной премии (1941). Учился в Штутгарте и Бреславле. Окончил Дрезденский политех. ин-т (1894), С.-Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1896). Был ассистентом кафедры статики сооружений и мостов в Дрездене. Автор проекта Дрезденского вокзала и конструкции шос. моста. Работал на железной дороге. С 1898 преподаватель в Моск. инж. уч-ще путей сообщения. С 1905 профессор Киевского политех. ин-та, зав. кафедрой мостов, декан инж. ф-та. В 1913 выехал в Крым, затем во Францию. В 1915 вернулся в Россию. В 1921—31 возглавлял Киевскую мостоиспытат. станцию. Создал 35 проектов мостов (1896—1929), в т. ч. моста через р. Днепр (1924, построен в 1953; ныне мост им. Патона). С 1929 занимался вопросами электрич. сварки. По инициативе П. при АН Укр. ССР были организованы сварочная лаборатория (6 чел.) и электросварочный к-т, на базе к-рых в 1934 создан НИИ электросварки (в 1945 ин-ту присвоено имя П.). Со дня основания ин-та П. был его дир. Руководил работами по изысканию способов сварки спец. сталей и внедрению новых методов сварки на предпр. оборонной пром-сти. При участии П. освоена сварка самолетной брони. В 1942 на Урал. вагоностроит. заводе (Ниж. Тагил) впервые применена автоматич. сварка под флюсом по методу П., что позволило перевести изготовление танков на поток. При участии П. спроектированы и созданы первые поточные линии в сварочном пр-ве, разработана аппаратура для автоматич. сварки, к-рая ускоряла выпуск танков и увеличивала прочность сварных швов их корпусов. При поддержке наркома танк. пром-сти В. А. Малышева метод П. был внедрен на всех танк. заводах Урала. В начале Великой Отечественной войны в стране имелись 3 автосварочные установки, в дек. 1944 — 133 (на 52 предпр.). С марта 1942 П. входил в состав Дома учёных Чел., был постоянным консультантом по внедрению автоматич. сварки на Кировском заводе. Разработал способ целостной сварки, к-рый стал осн. технолог. приемом пр-ва в бронекорпусных цехах. В результате его применения производительность труда возросла в 5 раз, потребность в рабочей силе уменьшилась на 84%. В воспоминаниях П. приведены след. подсчеты: длина швов, свар, в «Танкограде» автоматами за 3 года и вытянутых в линию вдоль ж.-д. полотна, составила бы 6 тыс. км (от лесов Урала до садов Киева, оттуда до Берлина и дальше). П. создал методы расчета пролетных строений мостов, предложил способы восстановления разруш. мостов. Разработал индустр. способы сварки труб, магистральных трубопроводов и резервуаров. В 1945—52 вице-президент АН Укр. ССР. Организатор и редактор ж. «Автоматическая сварка», автор фундамент. трудов по электросварке. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Награжден 2 орд. Ленина (1943), орд. Отечественной войны 1-й степ., 2 орд. Шруд. Кр. Знамени, орд. Красной Звезды, медалями. В честь П. учреждена пр. за разработку новых металлург. процессов (1964).