Перестройка


Перестройка, период полит. и экон. преобразований, осуществлявшихся в СССР с сер. 1980-х гг. по инициативе Ген. секр. ЦК КПСС М. С. Горбачева. Необходимость П. была обусловлена рядом причин. С нач. 1980-х гг. экон. развитие страны замедлилось, все острее ощущался дефицит потребительских благ, возникали антиноменклатурные умонастроения среди населения. Начиная преобразования (апр. 1985), Горбачев не намеревался отказываться от социалист. модели развития гос-ва, поэтому первые решения нового парт.-сов. рук-ва не содержали никаких радикальных мер. Провозглаш. на Апр. (1985) Пленуме ЦК КПСС курс на ускорение социально-экон. преобразований в стране предполагал более активное использование достижений науки и техники в нар. х-ве, приоритетное развитие машиностр. и металлург. комплексов страны, базовых отраслей регионов, расширение прав предпр. Этот план к нач. 1988 трансформировался в концепцию П., предусматривавшую либерализацию управленч. методов в рамках социалист. плановой системы. В 1988 вступили в силу законы «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации», положившие вместе с ранее принятым законом «Об индивидуальной трудовой деятельности» начало кооперации и частному предпринимательству. За 1-й год на полн. хозрасчет и самофинансирование только в Челябинской обл. перешло более 240 предпр., выпускавших 80% промышленной продукции. Руководствуясь контрольными цифрами, госзаказами и заказами потребителей, они самостоятельно разрабатывали и утверждали планы, заключали договоры, распоряжались прибылью. Полн. хозрасчет дал им право по собств. усмотрению использовать материальные и ден. ресурсы. Вводился ин-т банкротства. Самоуправление развивалось на фоне широкой гласности, выборности и подконтрольности рук. и советов труд. коллективов (СТК). С участием парт., сов. работников, ученых, специалистов, рук. предпр. и орг-ций, СТК проводились меропр. по совершенствованию управления нар. х-вом области, сокращению числ. гос. и хоз. аппарата и расходов на его содержание. В составе Чел. облисполкома появилось Гл. планово-экон. управление, сыгравшее заметную роль в реорганизации всей социально-экон. деят-сти региона. Большие права и самостоятельность в принятии решений были предоставлены обл. АПК; заложена правовая основа создания арендных, фермерских х-в на селе. Набирала обороты ротация кадров. Эти меры, конечно, дали определ. результат, однако в целом стр-во хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу. Предпр. не желали переходить на полн. самостоятельность, добивались 100% госзаказа, централиз. снабжения и финансирования. Ни одно из них не было объявлено банкротом (хотя только в Челябинской обл. треть предпр. являлись планово-убыточными). На 2-м этапе П. (1987—88) гл. направлением реформирования гос-ва была провозглашена демократизация общест.-полит. жизни. Сформулирована концепция демократич. социализма, суть к-рой сводилась в экономике к приоритету товарно-ден. отноше-ний («социализм + рынок»); в идеологии — к утверждению наряду с классовыми общечеловеч. ценностей; в политике — к действенности лозунга «Вся власть Советам!»; к плюрализму мнений, гласности. С ослаблением цензуры как в центр., так и в обл. изд. развернулись дискуссии о ситуации в стране, выборе пути общест. развития, о «белых пятнах» в истории сов. об-ва, началось открытое обсуждение пороков социализма и т. д. Гласность пробила брешь в идеологич. монолитности сов. системы. Появились оппозиционные партии и движения. Происходило перераспределение власти: от партии — Советам. В 1987, в порядке эксперимента, в ряде районов состоялись первые в СССР альтернативные выборы в местные Советы. В Чел., как и в др. регионах, была создана комиссия по пересмотру дел репрессированных в 1930-е гг. Изменения в полит. жизни страны привели к размежеванию граждан на сторонников и противников П. Летом 1988 состоялась 19-я Всесоюз. парт. конф., обсудившая ход П. В ней участвовал 61 южноуралец. Конф. объявила целью полит. реформ «создание правового социалистического государства», рекомендовала внести изменения в Конституцию СССР, прежде всего в статьи, касавшиеся структуры гос. власти и избират. системы. Эти вопросы должен был обсудить 1-й Съезд нар. деп. СССР, ставший высшим органом гос. власти в стране. Выборы нар. деп. на Съезд были не вполне равными и прямыми. Треть состава деп. избиралась в «общественных организациях», где на 1 депутатский мандат приходилось 21,6 избирателя, в то время как в округах — по 230 тыс. чел. Не был соблюден принцип «один человек — один голос». В 1989—91, в начале 3-го этапа П., Чел. обл. имела самый высокий в РСФСР показатель выпуска продукции на душу населения (12 тыс. руб.; по стране — 8 тыс. руб.); занимала 5-е место по ден. доходам населения. В то же время по розничному товарообороту находилась на 36-м месте, а объем услуг составлял лишь 32% от респ. норматива. Это давало основание подвергать острейшей критике рук-во области за однобокое, суперпром. развитие региона. Критерием оценки работы органов власти и управления в условиях П. становились реальные улучшения в жизни людей. Но в стране продолжали падать показатели обеспеченности населения продуктами питания, др. товарами, снижались темпы строительства жилья и объектов социальной сферы. Массу негативных последствий — большие очереди, «винные бунты», распространение самогоноварения, спекуляция — имела начатая в мае 1985 антиалкогольная кампания (в частности, сокращение объемов выпуска и реализации винно-водочных изделий). Все более формальным становилось рабочее самоуправле- ние. Состояние дел в экон., социальной, полит. сферах вызывало и у граждан, и у парт. рук. обоснов. тревогу, о чем свидетельствуют мат-лы пленумов Челябинского обкома и горкома партии тех лет. В марте 1990 решениями 3-го Съезда нар. дел. из Конституции СССР была изъята ст. 6 — о руководящей роли КПСС в сов. об-ве. Ослабление партии и ее значения в общест. жизни страны, неудачи в хоз. преобразованиях, нарастание межнац. напряженности, бюджетная, налоговая, ценовая «война» республик с союз. центром на рубеже 1980—90-х гг. окончательно расшатали гос-во. Экон. реформы Горбачева привели к системному кризису в нар. х-ве (производств., потребительскому, бюджетно-финанс. и др.), что заставило руководителей П. искать выход в установлении в стране рыночных отношений, однако процесс преобразований уже вышел из-под их контроля. 12 июня 1990 съезд нар. деп. РСФСР принял Декларацию о гос. суверенитете РСФСР. В марте 1991 был учрежден пост Президента РСФСР. В окт. 1991 на 5-м Съезде нар. деп. РСФСР провозглашен курс на рыночные преобразования. В дек. 1991 рук. РСФСР, Белорус. ССР и Укр. ССР подписали Беловежские соглашения, констатирующие прекращение существования СССР и образование Содружества Независимых Гос-в (СНГ). В 1992 началось практич. осуществление экон. реформ — переход от командно-адм. системы к рыночной. В сентябре 1993 указом Президента РФ ликвидирована система Советов, в дек. этого же года принята Конституция РФ. По прошествии 2 десятилетий с начала П. отношение россиян к ней противоречиво. Если на начальном этапе П. (1985—88) более половины граждан страны (54%) оценивали П. положительно, и только треть (30%) — отрицательно, то к 2005 доля россиян, позитивно оценивающих П., сократилась до 28%, негативно оценивающих — выросла до 63%. К достижениям П. значительная часть об-ва относит провозглашение свободы передвижения (включая выезд за границу), слова и мысли, совести и существования религ. объединений, предпринимательства. В числе негативных факторов, сопутствовавших П., граждане отмечают: утрату стабильности условий жизни (57%), падение морали (56%), отсутствие чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне (50%), ослабление порядка в стране (44%), нарастание межнац. конфликтов (33%). Ученые Ин-та конкретных социальных исслед. РАН, проводившие опрос населения в 2005, констатировали, что, по мнению большинства граждан, для успешного реформирования страны необходимы 3 наиб. важных условия: профессионализм, опытность и преданность интересам страны тех, кто вместе с лидером гос-ва осуществляет реформы (49%); науч. обоснованность программы их действий (48); наличие твердой, жесткой и стабильной власти (41).