Полихромный стиль


Полихромный стиль, совокупность особенностей, характерных для ювелирных изделий эпохи гуннов. П. с. отличают: сочетание драгоценных металлов (золота, серебра) с драгоценными и полудрагоценными камнями, использование кроваво-кр. и изумрудно-бирюзового цветов. П. с. возник в 3 в. до н. э., особого расцвета достиг во 2—4 вв. Стилистич. анализ изделий выявил, что единого мнения относительно центров их пр-ва и этнокульт. принадлежности нет. А. Алфелди, А. Н. Бернштам, В. В. Гольмстен появление изделий П. с. в Зап. Европе связывали с приходом гуннов, Де Байе — с готами. Э. фон Штерн, Л. А. Мацулевич и К. М. Скалой считали центром их пр-ва Боспор, В. Феттих — Сев. Причерноморье, М. К. Кадырбаев — Ю. России. М. И. Ростовцев проследил связь изделий П. с. с грекосарматским иск-вом, продолжившим иранскую ветвь «звериного стиля» и господствовавшим на Боспоре греч. П. с. эпохи позднего эллинизма и ранней Римской империи. По мнению И. П. Засецкой, стилистич. особенности ювелирных изделий гуннской эпохи позволяют классифицировать их по 3 ведущим признакам: технике инкрустации, технике орнамента и характеру декора. В связи с различной техникой инкрустации (вставки в напаянных гнездах и в перегородчатых ячейках) в изделиях П. с. выделены 2 осн. группы. Первая характеризуется сочетанием золотого фона с яркими вставками из кр. полудрагоценных камней в напаянных гнездах. Вставки располагались в соответствии с формой предмета: вертикальными, горизонтальными рядами или по кругу. Изделия этой группы имели бронз. пластинчатое основание, обтянутое тонким золотым листом, края к-рого загибались и плотно прилегали к бронз. основе. Иногда верх. покрытие крепилось к основанию при помощи штифтов и заклепок, располагавшихся под вставками. В изделиях 2-й группы золотой фон отсутствовал. Поверхность предмета, покрытая тонкими перегородками, покрывалась цветными вставками. Верх. край перегородок был сглажен и создавал орнамент. узор. Гнезда для вставок были неск. вариантов: из свернутой узкой ленточки, ребром напаянной на поверхность; в виде круглого лотка с плоским дном, к к-рому ребром припаивалась узкая полоска, образовывавшая стенки гнезда. Такое гнездо прикреплялось к поверхности предмета при помощи гвоздей-штифтов. Изделия 1-й группы украшались накладным орнаментом из проволоки и зерни — орнаментир. поясками («веревочка», «елочка», «косичка», «плетенка», «рубчик»). Предметы 2-й группы изготавливались из золота и серебра (реже из бронзы и железа); выполнялись в технике перегородчатой инкрустации (перегородки из золотых толстых пластин, напаивавшихся ребром на металлич. основу). В образов. перегородками ячейки помещались плоские шлиф. кам. или стекл. пластинки. Гнезда наполовину заполнялись белой мастикой и покрывались тонкой золотой фольгой. После помещения вставки в гнездо верх. край перегородки сплющивался (что предохраняло камень от выпадания); сплющ. край тщательно заглаживался. В создании ювелирных изделий П. с. участвовали разные народы, о чем свидетельствуют стилистич. и хронологич. особенности отд. групп вещей, отражающие разные культ. традиции производства. П. с. на территории современной Челябинской обл. представлен диадемами, колтами, кулонами, ременными пряжками из Большекараганского могильника, Друженского могильника, погребения Муслюмово, находок Брюхановского выселка, а также из комплекса курганов с «усами» Солончанка I — свидетельствами Великого переселения народов, охватившего и терр. Южного Зауралья (Челябинской области).