Рабочий контроль над производством


Рабочий контроль над производством, осн. форма рев. вмешательства в капиталистич. экономику России в февр.— окт. 1917; после Окт. 1917 гл. социально-экон. меропр. Сов. гос-ва, подготовившее национализацию пром-сти и транспорта. После Февр. 1917 в России, ставшей демократич. страной, повсеместно создавались общест. организации: Советы депутатов, профессиональные союзы, советы цеховых старост, различные контрольные к-ты и комиссии. Они активно вмешивались в производств. процесс, выявляя случаи сокращения пр-ва или закрытия отд. цехов и мастерских, необосн. увольнения рабочих и служащих. Этот контроль носил, как правило, осведомит. характер. Врем. прав-во приняло 23 апр. 1917 «Положение о рабочих комитетах в промышленных заведениях», в основу к-рого было положено соглашение, заключ. между Петрогр. Советом рабочих и солдатских деп. и местным об-вом фабрикантов и заводчиков. «Положением...» определялась сфера деят-сти рабочих к-тов — постановка вопросов перед администрацией предпр. по вопросам рабочего времени, заработной платы, правил внутр. распорядка и т. п. Т. о., Врем. прав-во отводило комитетам роль посредников между труд. коллективами и заводоуправлениями, не наделяя их полномочиями по контролю. Однако под рук-вом Советов рабочих и солдатских деп. рабочие к-ты постепенно брали на себя функции не только осведомит., но и распоря- дит. контроля. Нередко инж.-техн. персонал и конторские служащие саботировали решения рабочих к-тов, как это было в Кыштымском, Сергинско-Уфалейском, Симском горных округах. После Окт. 1917 новая власть начала повсеместно внедрять Р. к. н. п. ВЦИК и СНК 14 нояб. 1917 утвердили «Положение о рабочем контроле», согласно к-рому контроль над пр-вом, куплей, продажей продукции и сырья, их хранением, а также над финанс. стороной вводился на всех предпр., имевших наемных рабочих или дававших работу на дом. «Положение...» гласило: «Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала»; буржуазия в состав контрольных органов не допускалась. На местах создавались советы рабочего контроля; центр. координирующим органом являлся Всерос. совет рабочего контроля. Для владельцев предпр. решения органов рабочего контроля были обязат., но могли быть ими обжалованы в соответствующем вышестоящем органе в 3-дневный срок. Т. о., происходило установление пролет. диктатуры не только в полит., но и в экон. жизни страны, что встречало сопротивление со стороны предпринимателей. Их борьбу с новыми порядками на пр-ве возглавил Всерос. союз об-в фабрикантов и заводчиков, признавший, что «рабочий контроль, вводимый на основании декрета Совета народных комиссаров, сводившийся на практике к неограниченному захвату рабочими отдельных предприятий, не находится ни в какой связи с идеей государственного контроля и дезорганизует промышленность, угрожая ей окончательной гибелью». Фабриканты и заводчики Урала, орг. в Совет съездов горнопромышленников, на экстр. заседании 18 нояб. 1917 констатировали, что рабочий контроль представляет собой ограничение прав собственности и вмешательство в функции и права владельца, является переходной ступенью к полн. вмешательству или захвату рабочими власти и прав собственника; наметили меры борьбы против его осуществления: владельцам предпр. предлагалось не допускать установления ни осведомит., ни распорядит. контроля рабочих над пр-вом. Лидеры мелкобурж. партий заявляли, что «рабочий и мужицкий контроль» убивает инициативу и заинтересованность хозяев заводов. Советы рабочих и солдатских деп., фабрично-заводские комитеты и профсоюзы вели среди рабочих агитационную работу, разъясняя, что декрет о рабочем контроле — это рев. закон, предусматривающий не просто борьбу с саботажем, а претворение в жизнь решений СНК. Советы и фабзавкомы утверждали, что они способны разрабатывать любые хоз. планы и сообразовывать их с общерос. «Учет — вот основной принцип рабочего контроля. И он должен быть проведен со всей неуклонностью. Сопротивление капиталистов и “высшего командного состава” предприятий должно быть сломлено. Рабочая революция не может быть получена на месте в готовом виде из Петрограда, она должна совершаться в каждой хозяйственной ячейке, в каждом заводе, фабрике и мастерской»,— утверждали большевики (газ. «Уральский рабочий»). Фабриканты и заводчики нашли поддержку у значит. части инж.-техн. персонала и конторских служащих. Горнозаводчики выплачивали им заработную плату в период саботажа. В нек-рых горных округах, напр. в Кыштымском, принимались решения о страховании «верных лиц» на случай смерти или получения инвалидности от «возможных эксцессов с рабочими»; определялся размер пособий: в случае смерти застрахованного — 5-кратная сумма год. жалованья (выплата семье), при получении инвалидности — в 1,5 раза больше. Саботаж горнозаводчиков вел к сокращению пр-ва, усугублял тяжелое материальное положение трудящихся и хоз. разруху. Комиссией обл. Совета в нояб. 1917 деят-сть администрации Кыштымского горного округа, выразившаяся в «умышленном сокращении производства», была квалифицирована как контррев.: правление хозяев-акционеров отказалось финансировать ряд заводов (Карабашский, Нязепетровский) и крупных рудников (Ивановский, Конюховский). Комиссия сделала вывод, что при правильной организации пр-ва все предпр. могли работать рентабельно, а их финанс. положение позволяло провести частичную рек-цию и улучшение условий труда. Однако акционеры холдинговой компании (см. Кыштымская корпорация) не желали рисковать капиталами в условиях экон. и полит. нестабильности. Газ. «Уральский рабочий» писала: «Кыштым — это разбойничье гнездо мародеров и, разумеется, о рабочем контроле слышать не хотят. Тут предстоит борьба». На окружной конф. фабзавкомов, профсоюзов и Советов (20—23 нояб. 1917) было принято положение, согласно к-рому контроль надлежало установить над всеми сторонами деят-сти горнозаводчиков, а в случае противодействия — привлекать их к уголовной ответственности. Съезд Советов и фабзавкомов Сергинско-Уфалейского горного округа в целях улучшения материального положения рабочих, ухудшившегося из-за несвоеврем. выдачи заработной платы и продуктов питания, потребовал от администрации повышения расценок на выпускаемую продукцию; управляющий горным округом был предупрежден, что в случае невыполнения этих требований Советы рабочих деп. приостановят поставку металла по разнарядке акционеров. Петрогр. правление Сергинско-Уфалейских заводов потребовало от администрации закрытия Верхне-Уфалейского завода, а затем и др. Предпр. было закрыто; управляющий заводом и гл. бухгалтер отстранены от должностей, арестованы и заключены в тюрьму решением Совета рабочих деп. Предс. Совета съездов горнопромышленников Урала Н. Н. Кутлер в конфиденциальном письме В. И. Европеусу (предс. Екатеринб. бюро) писал: «Вам надо положиться на себя и действовать собственными силами... В последнем заседании совета выражено пожелание, чтобы совещание, бюро и заводоуправления как можно больше крепко держались на прежних позициях, не сдавались под власть пролетариата... Я ничего не знаю о действительном положении на Урале. Надеюсь, что у вас лучше, чем здесь. Желаю вам пережить текущие гроз- ные события. Себе не желаю и этого, ибо стал завидовать мертвым». В кон. нояб. 1917 управляющий Кыштымским горным округом К. Д. Колясников сообщал петрогр. правлению акц. об-ва, что путем введения контроля рабочие хотят сначала ограничить власть горнопромышленников над пр-вом, «дальнейшей целью будет достижение рабочими их полного хозяйствования во всех отделах производства». Органы рабочего контроля, не лишая владельцев собственности, требовали полн. подчинения в производств. вопросах и полит. лояльности. Так, администрацией мельницы торг. дома «И. П. Колокольников и Наследники» (Челябинский уезд) была дана фабзавкому след. подписка: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что подчиняемся и будем подчиняться распоряжениям и постановлениям местного фабрично-заводского комитета, согласно декрету Совета Народных Комиссаров о рабочем контроле. Советскую власть признаем властью законной и до тех пор, пока она не изменена и существует, мы даем честное слово, что будем ее всеми силами поддерживать и исполнять волю народа в лице фабрично-заводского комитета, опирающегося на изданные декреты Совета Народных Комиссаров». На Первой конференции фабзавкомов Урала (1—5 дек. 1917) была принята «Инструкция фабрично-заводским и горнозаводским комитетам по рабочему контролю», к-рой предписывалось сосредоточить особое внимание на техн., хоз. и финанс. контроле, а также контролировать состав заводской администрации и распределение рабочей силы. Такие меры фактически ликвидировали свободу предпринимательства, вели к национализации предпр. На 1-м съезде профсоюзов Урала (29 янв.— 2 февр. 1918) был решен вопрос об устранении параллелизма в деят-сти рабочих орг-ций: фабзавкомы, слившись с профсоюзами, становились их первичными орг-циями. На Урале этот процесс завершился только в апр. 1918, когда Советам рабочих и солдатских деп. удалось преодолеть «фабзавкомовский сепаратизм». В связи с передачей профсоюзам функций контрольных органов возникла необходимость частичной перестройки системы рабочего контроля, осуществлявшегося как над внутр. организацией пр-ва, так и над снабжением предпр. средствами, сырьем и мат-лами. В составе контрольных органов формировалось по 2 осн. отдела — организации пр-ва и снабжения. Первые с помощью цеховых к-тов производили техн. обследование цехов и мастерских, на основе чего определялась потенциальная производительность труда (отд. рабочих и в целом цехов, мастерских и предпр.). Устанавливался строгий контроль над выполнением производств. заказов и организацией сбыта готовой продукции по общему плану регулирования нар. х-ва. Органы рабочего контроля производили учет сырья и топлива на заводских складах, контролировали реализацию готовой продукции; выявл. «излишки» передавались на др. предпр. В период массовой национализации пром-сти и создания новой системы управления предпр. рабочий контроль был ослаблен (стал носить осведомит. характер), а на ряде заводов вообще прекращен как «излишняя инстанция», тормозившая работу деловых советов. Сторонники отмены рабочего контроля заявляли: «Рабочее управление, выдвинутое самими рабочими массами, должно обладать всей полнотой прав. и ни одна организация не должна в той или иной форме тормозить его работы». В резолюции «О выборном управлении и рабочем контроле», принятой 2-м съездом представителей национализир. предпр. Урала (14—22 мая 1918), отмечалось, что рабочий класс внес в управление пр-вом элемент организованности и ответственности, накопил определ. опыт хозяйствования; отказ от Р. к. н. п. даже на короткий период чреват оторванностью новой администрации, образующей особую группу «техническо-распорядительной аристократии», от производств. коллективов; ведет к замыканию в рамках своих предпр. без учета интересов общест. регулирования. В резолюции съезда подчеркивалось, что «рабочий контроль в национализированных предприятиях должен носить не осведомительный, а действительно распорядительный характер там, где этого требуют интересы общего государственного регулирования». Любое отступление от проведения рабочего контроля на национализир. предпр. считалось отступлением от рев. завоеваний. Деят-сть рабочего управления предпр. и органов контроля над пр-вом не представляла собой «двоевластия»: органы рабочего контроля, не вмешиваясь в работу деловых советов, следили за правильным и своеврем. выполнением их решений и меропр. гос. органов регулирования нар. х-ва; осуществляли контроль над ходом пр-ва, приемом и распределением рабочей силы, укреплением труд. дисциплины и информировали об этом коллективы предпр. В интересах улучшения организации пр-ва «для выработки общей линии рабочей политики предприятий» практиковалось проведение совместных заседаний органов рабочего управления (деловых советов), контрольных органов, правлений профсоюзов и цеховых к-тов. Повсеместное осуществление действ. рабочего контроля на Урале содействовало успешному проведению первых социально-экон. меропр. Советской власти в экон. сфере, подготовив национализацию частной пром-сти, транспорта, коммерч. банков (см.: Национализация горных округов; Национализация частных коммерческих банков).