Разделение властей


Разделение властей, один из осн. принципов функционирования правового гос-ва. Статьями 10 и 11 Конституции РФ, статьей 8 Устава (Основного закона) Челябинской области определено: гос. власть в РФ и в Челябинской обл.— субъекте РФ — осуществляется на основе Р. в. на законодательную (представительную) власть, исполнительную власть и судебную власть, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и ее субъекта. Целесообразность разграничения 3 направлений гос. деят-сти диктуется необходимостью избежать концентрации (монополизации) власти и наладить контроль. Р. в. на территории субъектов РФ означает, что законодат. деят-сть осуществляет представит. орган власти — Законодательное собрание Челябинской обл.; исполнение законов, исполнит.-распорядит. обязанности возложены на губернатора Челябинской области, Правительство Челябинской области, органы исполнительной власти области; суд. власть осуществляется независимыми суд. органами — федеральными судами, Уставным судом и мировыми судьями. Гос. органы не вправе выходить за пределы своих полномочий, установл. Конституцией РФ, Уставом области и др. законодат. актами. В РФ единств. источником власти, согласно статье 3 Конституции РФ, является многонац. народ. В годы Советской власти господствовало критич. отношение к доктрине Р. в., хотя и декларировалась необходимость разграничения функций между различными гос. органами. Одним из фундамент. теоретич. положений являлась идея соединения законодат., управленч. и контролирующих функций в деят-сти представит. органов — Советов деп.; им в соответствии с Конституцией СССР формально отводилось главенствующее место в системе гос. органов. На практике сложился единый парт.-гос. механизм, рук-во страной осуществляли парт. и исполнит.-распорядит. органы власти.