Рыбный надзор


Рыбный надзор государственный, орган, осуществляющий охрану, воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства и контроль за соблюдением рыбоохранного законодательства как юрид., так и физ. лицами. Первый гос. орган по охране рыбных запасов — рыбная инспекция — был создан в 1803 в Астрахани для контроля за рыбным промыслом в Каспийском м. В 1865 при Мин-ве гос. имуществ образовано Каспийско-Волжское управление рыбных и тюленьих промыслов; в 1918 при НК продовольствия создано Главное управление по рыболовству и рыбной пром-сти (Главрыба). В 1920 в системе Главрыбы организовано неск. первых бассейновых управлений. Основой формирования совр. системы гос. рыбоохраны стали приказы Наркомснаба СССР, изданные в 1934. В соответствии с ними были образованы территориальные и центр. органы рыбоохраны. В 1939 создано Главное управление рыбоохраны и рыболовства (Главрыбвод), увеличилось кол-во бассейновых управлений (к нач. 1960-х гг.— до 42). Камско-Урал. бассейновое управление (Камуралрыбвод), в систему к-рого до недавнего времени входила Чел. обл. инспекция рыбоохраны, было организовано в 1956 в г. Молотове (ныне Пермь). В его подчинении находились 2 респ., 5 обл. и 1 окружная гос. инспекции. Общий штат управления к 2005 составлял 550 чел. В 2000-х гг. инспекторами фиксировалось ежегодно до 20 тыс. случаев нарушений правил рыболовства. До кон. 1980-х гг. все бассейновые управления подчинялись Главрыбводу Минрыбхоза СССР. Затем, после ликвидации министерства, они вошли в К-т по рыболовству РФ (Роскомрыболовство), нек-рое время находившийся в составе Минсельхоза РФ. В 2005 в связи с реорганизацией Роскомрыболовства и разделением его функций охрана рыбных запасов, согласно пост. Прав-ва РФ, перешла в ведение вновь созданной Федеральной службы по вет. надзору и фитоконтролю, а регулирование рыболовства — в ведение Федерального агентства по рыболовству. Оба они являлись структурными подразделениями Мин-ва сельского хозяйства и рыболовства РФ. В 2007 создан Гос. к-т РФ по рыболовству, к-рому переданы функции министерства. В задачи органов рыбоохраны входят: охрана запасов рыб и др. водных ж-ных и растений (кормовой базы рыб); разработка и осуществление меропр. по их воспроизводству; контроль за промысловым и любительским ловом и их регулирование; планирование и организация работ по рыбохоз. мелиорации, контроль за их выполнением; контроль за выполнением законов, решений Прав-ва РФ, законов и пост. субъектов федерации, нормативных актов по вопросам охраны и воспроизводства запасов рыб и др. водных ж-ных и растений; надзор за состоянием рыбохоз. водоемов; проверка предпр., орг-ций и пр. в отношении соблюдения ими законодат. и нормативных требований и осуществления меропр. по предотвращению загрязнения, засорения и др. видов вредного воздействия на рыбохоз. водоемы и их ихтиофауну; рассмотрение и согласование мат-лов по стр-ву и рек-ции объектов, сбрасывающих сточные воды в рыбохоз. водоемы или оказывающих негативное влияние на состояние водоохранных зон, а также согласование лицензирования водопотребления и водоотведения, связ. с рыбохоз. водоемами; наложение штрафов и исков на нарушителей правил рыболовства; оформление лицензий и подготовка договоров на право пользования биол. водными объектами; выдача разрешений на лов рыбы, раков, кормовых организмов (для питания рыб) и ряд др. задач. Должностные лица органов рыбоохраны имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, требовать предъявления необходимых документов и отчетности (в пределах своей компетенции), проводить проверки и обследования, рассматривать жалобы и заявления и т. п., подвергать мерам адм. воздействия виновных в нарушении законов, правил и норм. приостанавливать и запрещать эксплуатацию и стр-во объектов, передавать дела о нарушении рыбохоз. законодательства в прокуратуру, органы милиции и др. В Челябинской обл. инспекции 5 подразделений — межрайонных инспекций (в гг. Кыштым, Магнитогорск, Чебаркуль, Чел., с. Еткуль), за каждой из к-рых закреплено по неск. адм. районов. В ср. в ведении каждого инспектора рыбоохраны находится по 10—12 водоемов, имеющих наибольшее рыбохоз. значение (всего в Челябинской обл. насчитывается более 3 тыс. водоемов — водохранилищ, озер, рек). Такая большая нагрузка препятствует эффективной борьбе с браконьерством и осуществлению полн. контроля за промыслом. Тем не менее до недавнего времени обл. инспекция рыбоохраны (штат госинспекторов составлял в ср. 25 чел.) почти неизменно занимала в управлении «Камуралрыбвод» 1-е место по осн. показателям работы. Ежегодно вскрывалось более 3 тыс. нарушений правил рыболовства, накладывалось штрафов и исков на сумму ок. 2 млн руб., изымались десятки тысяч запрещ. орудий лова.