Станция ЖД Карталы


Карталы, внеклассная узловая железнодорожная станция (Карталинское отделение ЮУЖД). Стр-во железной дороги в южной части терр. совр. Чел. обл. началось в 1915, в период пром. освоения Туркестана: ж.-д. линия Троицк — Орск стала продолжением существовавшей к тому времени линии Орск — Оренбург. Проектная общая протяженность ее должна была составить 385 верст (от ст. Троицк до ст. Золотая Сопка — 10 верст, от Золотой Сопки до ст. Орск — 375). Первая мир. война помешала в полн. мере завершить проект: в 1915—17 было проложено 127 верст ж.-д. пути, соединившего кам.-уг. копи «Пионер» с пром. центрами. В канун Октябрьской революции при К. был построен поселок железнодорожников (неск. дерев. бараков и саманных домиков). По воспоминаниям старожила, ветерана труда Л. С. Осипова, станция в те годы была небольшой, располагала всего 4 путями; поезд от ст. Троицк до ст. Карталы курсировал 1 раз в неделю и состоял из 1 спец. и 8—10 грузовых вагонов, в пути находился 10—12 ч; скорость движения равнялась 15—20 км/ч; расписания не было; состав вел паровоз серии Ов. В 1915 от К. была проложена Анненская ж.-д. ветка протяженностью 40 верст, к-рая соединила станцию с Джабык-Карагайским лесным массивом, где велась заготовка дров и лесоматериалов для нужд Троицко-Кустанайского и Чел. территориальных районов. Тяжелое экон. положение терр., сложившееся после окончания Гражданской войны, усугубл. неурожаем 1921, побудило местные власти принять все меры к поддержанию движения по жел. дороге. В этот период по Троицко-Орской ж. д. осуществлялись доставка продовольствия в Кустанай, Троицк, Чел., перевозка руды, металла, угля и др. грузов. В 1919 паровозный парк станции состоял из неск. паровозов серий Ов, Оя и др.; имелись 2-осные вагоны с винтовой сцепкой. В 1929, с началом стр-ва Магнитогорска, началось и развитие К., станция стала узловой. В нач. 1930-х гг. поступили новые паровозы серий Л, ЛВ, СО, ФД, Эм, Эу и др. Дальнейшее развитие станция получила после ввода в эксплуатацию ж.-д. магистрали К.— Акмолинск (1942) и ст. Карталы-2 (1948). В 1950-х гг. была проведена первая рек-ция станции. В 1980-х гг. были построены парк приема поездов, механизир. горка, реконструирован пост электрич. централизации станции, выполнены работы по стр-ву внутриузловых соединений, прокладке и электрификации новых путей. Через К. следуют пас. и грузовые поезда тобольского, троицкого, магнитогорского и орско-чел. направлений. В 2004 оборот составлял 7039 вагонов в сутки; от платформ ежесуточно отправлялось 57 поездов. В ср. 1215 вагонов в сутки обрабатывалось на механизир. горке; за месяц загружалось в ср. 76 вагонов (3671 т грузов), разгружалось 265.