Аменд Александр Филиппович


Аменд Александр Филиппович

Аменд Александр Филиппович (р. 16.01.1929, с. Линево ныне Медведицкого района Волгоградской обл.), доктор пед. наук, профессор, заслуженный учитель школы РСФСР (1978), почётный гражданин г. Чел. (1999). Окончил ф-т иностр. яз. Свердловского гос. пед. ин-та (1960). С 1941 работал в колхозе с. Шульгина Тюменской обл., с 1947 на Златоуст. машиностр. заводе им. В. И. Ленина рабочим, мастером. С 1958 в Чел.; учитель иностр. яз., зам. дир. школы-интерната № 2 (1958—60); дир. СШ № 80 (1960—62); дир. школы-интерната № 9 (1962— 65); зав. Сов. районо (1965—69); 1-й зам. зав. облоно (1969—78). В 1978—94 проректор ЧГПИ. В 1994-2000 ректор ЧГПУ. Осн. область науч. интересов — экономика, экон. образование учащейся молодежи. Одним из первых разработал дидактич. основы непрерывного экон. образования; методологически обосновал необходимость данного типа образования как целостной экон. системы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, реализуемой в структуре «дошкольное образовательное учреждение — начальная общеобразовательная школа — основная общеобразовательная школа — средняя (полная) общеобразовательная школа». Осн. результаты многолетней н.-и. деят-сти возглавляемой им науч. школы по разработке проблем экон. образования и воспитания подрастающего поколения нашли отражение в работах: «Концепция непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащейся молодежи», «Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области», «Комплексная региональная программа экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях, начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе». Эти разработки получили одобрение Мин-ва образования РФ, Президиума АПН СССР, Международного фонда «Культурная инициатива», Совета по междунар. исследованиям и науч. обменам (Айрекс). В 1989 решением Президиума АН СССР были рекомендованы к внедрению 52 работы, 10 из них принадлежат перу А., а всего АПН приняла 16 работ ученого. Возглавляемый А. ун-т стал базовой площадкой для проведения крупных междунар. и всерос. форумов, науч.-практич. конф. и совещаний: «Наука, культура, образование на пороге третьего тысячелетия», «Учащаяся молодежь России» и др. В 1995 под рук-вом А. ЧГПИ был реорганизован в ун-т и были созданы: ин-ты здоровья и психологии, Регион. ин-т профес. и дистанционного образования (РИПИДО), Ин-т социального и дополнительного образования (ИСИДО), Ин-т дополнит. творч. пед. профессий (ИДТПП), типография, музей истории образования Чел. обл., ф-т информатики; открыты ряд новых специальностей: «информатика», «биология и психология», «химия и английский язык», «английский язык и информатика», «логопедия» и др. Под рук-вом А. защищено более 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций по педагогике; он автор более 120 науч. работ, в т. ч.: монографий, учебников, учебных пособий, методич. рекомендаций, статей по актуальным проблемам образования и воспитания подрастающего поколения. Награжден орденом Дружбы (1995), Почета (1998), «Знак Почета» (1976), медалями, является победителем конкурса «Человек года» в номинации «Образование» (Челябинск, 1998); лауреат рос. форума «Общественное признание» (2003). Действит. чл. Международной академии высшей школы (1994).