Аменд Александр Филиппович (р. 16.01.1929, с. Линево ныне Медведицкого района Волгоградской обл.), доктор пед. наук, профессор, заслуженный учитель школы РСФСР (1978), почётный гражданин г. Чел. (1999). Окончил ф-т иностр. яз. Свердловского гос. пед. ин-та (1960). С 1941 работал в колхозе с. Шульгина Тюменской обл., с 1947 на Златоуст. машиностр. заводе им. В. И. Ленина рабочим, мастером. С 1958 в Чел.; учитель иностр. яз., зам. дир. школы-интерната № 2 (1958—60); дир. СШ № 80 (1960—62); дир. школы-интерната № 9 (1962— 65); зав. Сов. районо (1965—69); 1-й зам. зав. облоно (1969—78). В 1978—94 проректор ЧГПИ. В 1994-2000 ректор ЧГПУ. Осн. область науч. интересов — экономика, экон. образование учащейся молодежи. Одним из первых разработал дидактич. основы непрерывного экон. образования; методологически обосновал необходимость данного типа образования как целостной экон. системы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, реализуемой в структуре «дошкольное образовательное учреждение — начальная общеобразовательная школа — основная общеобразовательная школа — средняя (полная) общеобразовательная школа». Осн. результаты многолетней н.-и. деят-сти возглавляемой им науч. школы по разработке проблем экон. образования и воспитания подрастающего поколения нашли отражение в работах: «Концепция непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащейся молодежи», «Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области», «Комплексная региональная программа экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях, начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе». Эти разработки получили одобрение Мин-ва образования РФ, Президиума АПН СССР, Международного фонда «Культурная инициатива», Совета по междунар. исследованиям и науч. обменам (Айрекс). В 1989 решением Президиума АН СССР были рекомендованы к внедрению 52 работы, 10 из них принадлежат перу А., а всего АПН приняла 16 работ ученого. Возглавляемый А. ун-т стал базовой площадкой для проведения крупных междунар. и всерос. форумов, науч.-практич. конф. и совещаний: «Наука, культура, образование на пороге третьего тысячелетия», «Учащаяся молодежь России» и др. В 1995 под рук-вом А. ЧГПИ был реорганизован в ун-т и были созданы: ин-ты здоровья и психологии, Регион. ин-т профес. и дистанционного образования (РИПИДО), Ин-т социального и дополнительного образования (ИСИДО), Ин-т дополнит. творч. пед. профессий (ИДТПП), типография, музей истории образования Чел. обл., ф-т информатики; открыты ряд новых специальностей: «информатика», «биология и психология», «химия и английский язык», «английский язык и информатика», «логопедия» и др. Под рук-вом А. защищено более 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций по педагогике; он автор более 120 науч. работ, в т. ч.: монографий, учебников, учебных пособий, методич. рекомендаций, статей по актуальным проблемам образования и воспитания подрастающего поколения. Награжден орденом Дружбы (1995), Почета (1998), «Знак Почета» (1976), медалями, является победителем конкурса «Человек года» в номинации «Образование» (Челябинск, 1998); лауреат рос. форума «Общественное признание» (2003). Действит. чл. Международной академии высшей школы (1994).