Белостров Александр Петрович


Белостров Александр Петрович [11(24).02.1906, ст. Рузаевка Писарского уезда Пензенской губ.— 29.02.1984, Усть-Катав], конструктор, лауреат Государственной премии (1948). Из семьи ж.-д. служащего. В 1910—20-е гг. учился в Муроме Владимирской губ. в начальной приходской школе и ж.-д. уч-ще, в Сарапуле Пермской губ.— в школе 2-й ступени и на подготовит. отделении с.-х. ин-та. Окончил механико-строит. техникум в Брянске (1925, специальность «техник-механик»), машиностр. ин-т в Орджоникидзе граде (Бежица, ныне в составе г. Брянска) по специальности «инженер-механик-технолог» (1936). В 1925—28 техник-конструктор на машиностр. заводе пос. Людиново (ныне Брянский р-н Орловской обл.). В 1928—29 на воен. службе: курсант автоотделения Ленингр. арт. техн. школы. После демобилизации в звании воен. техника 3-го ранга (1929) техник-конструктор, старший конструктор, инженер-конструктор на Брянском машиностр. заводе им. С. М. Кирова. В нач. Великой Отечественной войны переведен на вагоностроит. завод в Мытищи Моск. обл.: старший конструктор, зам. гл. конструктора. Работал на Усть-Катавском вагоностроит. заводе: старший конструктор (1941), старший инженер-конструктор (1942—60, нач. 1970-х гг.); нач. КБ (нач. 1950-х гг., 1960—65), зам. гл. конструктора (1965—69). Участвовал в разработке ряда образцов спец. техники и вооружения (в т. ч. зенитной повозки ЗУ-13). Сконструировал платформу для зенитных пушек, превосходившую по своим параметрам аналоги. В 1959 внедрено рационализаторское предложение Б., упростившее технологию обработки внутр. сварочных швов. Под рук-вом Б. конструкторы завода разработали платформу КЛУ-10 (1960—62), повозку КЗУ-16К для радиолокационных станций (1965). Б. с краеведами П. И. Биевым и Н. П. Петровым обнаружил в районе дер. Кочкари (в 5—6 км от Усть-Катава) на берегу р. Минка бивень мамонта дл. 2,7 м, весом ок. 80 кг (1967). Награжден орденом Красной Звезды (1939), Отечественной войны 1-й степ. (1945), медалями.